Лихтенштейн Б.М., Новгородова М.В. предлагают создание общественной сети города.[38] Авторы считают, что такой подход создаст основу для развития местных информационных ресурсов, через систему поддержки частных лиц в создании своих собственных информационных и коммуникационных служб и управлении ими. Такой подход бесспорно должен способствовать налаживанию связей между властью и населением, активизировать общение граждан и подвигнуть их на решение частных и общественных интересов и инициатив.
Со слов Джорджа Сороса, приверженца этой идеи,[39] в России люди устали от накопившихся проблем. Они осознают необходимость творить разумное и делать доброе, вечное, но либо не верят, что в их силах что-либо изменить, либо ждут, пака их позовут сажать деревья, ремонтировать скамейки и т.д.
Механизмом повышения социальной активности может служить:
- благотворительность и волонтерство, связанное с ответственностью и возникновением вокруг него инфраструктуры;
- использование государственными ПР-структурами социального проектирования и прогнозирования;
- выстраивание структуры сотрудничества и партнерства, участие представителей различных элит региона;
- проведение общественных компаний, когда фирма социальной активности завоевывает все большую популярность;
- использование технологий социального конструирования местных сообществ, способствующие гармонизации социальных отношений, снятию социальных перенапряжений;
- регулирование многих частных задач конкретными технологиями, например паблик-рилейшенз, подбор, расстановка и воспитание муниципальных служащих, формирование их имиджа, конструирование управленческой команды;
- так же используется широкий набор частных способов и методов оптимального использования социально-психологического ресурса. Вот некоторые из них:
-обеспечение, гарантирование социальных перспектив;
-содействие ритмичности жизнедеятельности местного сообщества,
интенсификация социокультурного времени;
-согласование личных и групповых интересов жителей;
-повышение авторитета местной администрации;
- повышение уровня социальной информированности населения.
Подводя итог первого параграфа, хочется опереться на теорию А.Н. Чумикова и сказать, что система местного самоуправления находится на стадии своего развития и усовершенствования.[40] Ей еще предстоит сформировать в своей структуре четкий механизм повседневной деятельности специалистов ПР, когда получая полную информацию об общественном мнении и используя ее в качестве органически встроенной части как в процесс принятия важного решения на местном уровне, так и в механизм деятельности местного управления в целом.
1.2. Интенсификация социокультурного времени как одна из задач органов местного самоуправления
Понятие социокультурного времени зародилось на ранних стадиях человеческой истории, в период формирования особой пространственной среды. Д.И. Аксеновский упоминает,[41] что уже тогда формируются пространственные сферы значимые для человека. Территория непосредственного обитания (поселок, жилье), зоны вокруг нее, со своими хозяйственными циклами. Эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления лесных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. Племя, подчиняющееся определенным традициям, живущее в определенном ритме, свойственном только данному сообществу, и несущее этот ритм во все сферы своей жизнедеятельности. В свою очередь социальное время является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано по отношению к нему время природных процессов. На ранних стадиях общественного развития социальные процессы были замедлены. Родоплеменные общества на протяжении многих столетий воспроизводили существующие социальные отношения. Их опорой был ориентир на прошлое как воспоминание о золотом веке. Как отмечает Ахундов М.Д., ребенок с рождения находится под воздействием циркадных ритмов, временных особенностей, вырабатываемых рефлексов (вырабатывается в процессе жизни).[42] Исследователь в этой области говорит о том, что с самого раннего детства индивид начинает формировать и подчиняться пространственно-временным моделям, но ребенок оценивает время в соответствии с пространственной, а не временной последовательностью.[43] В современном мире общество ориентированно на будущее, что требует дополнительных как интеллектуальных, так и физических затрат. В свою очередь это должно вызывать определенные усилия со стороны власти для направления и наиболее рационального использования человеческих возможностей в пользу государства. Согласно высказыванию А.С. Макарова в статье «Инициация социальной активности томичей: стратегическая идея «Томск – Большой город»,[44] крупная управленческая структура страны, как показывает опыт, не может проникнуться проблемами и потребностями каждого города. Поэтому он должен, прежде всего, рассчитывать на свои силы, создавать свою систему управления, используя свои возможности и ресурсы в полную силу с максимальным эффектом.
И.Г.Яковенко в своих трудах рассуждает о том, что город, как и на ранних стадиях развития, племенной поселок является замкнутой, самостоятельной, самоорганизующейся системой, со своими правилами, традициями, мироощущением, рождением новых смыслов.[45] И как всякая самодостаточная система он должен развиваться. Обращаясь к природе города можно отметить, что он является генератором социокультурного разнообразия, а с физической точки зрения это замкнутая система порождает динамическое равновесие. Город постоянно создает проблемы, и сам же их решает, причем, решив одну, тут же создает новую. Это способствует непрерывному повышению организации и потенции города как социокультурного организма. Со слов И.А. Василенко общество постоянно находится в процессе своего развития и совершенствования.[46] Учитывая динамику города и то, что мы живем в век технологического прогресса, когда социальные процессы в обществе ускоряют свой ритм, простому человеку трудно успевать за качественными изменениями, протекающими в жизни города особенно в период политических выборов. Это порождает в обществе хаос, обостряет агрессию и приводит человека в состояние апатии. В такие моменты общество неизменно обращается к забытым социокультурным традициям, в которых видит опору и поддержку для себя. Почему же социокультурная система в моменты кризиса постоянно возвращается к старым состояниям, а не принимает новые формы и не ищет новые пути решения проблемы? Ответ на этот вопрос дает П.Сорокин.[47] Опираясь на идеи А. Голденвейзера и Р. Торнвальда, он считает, что здесь имеет место принцип предела. Хотя процесс совершенствования социокультурной системы проходит бесконечное число состояний, когнитивные возможности человека ограничивают дискретное восприятие процессов, запоминание устойчивых этапов и количество возможных фаз изменений, что приводит к повтору одних и тех же состояний. В таком случае, почему же внутри общества все-таки возникают нестабильные ситуации с позиции социума?
Н.Б. Кучеренко считает, что это происходит в результате несовпадения политического и социокультурного времени.[48] Она рассматривает социокультурное время как: - «…не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы».
Важной особенностью социокультурного времени выступает его форма или вид – циклическое или линейное на это указывает совместная работа Н. Кучеренко и Т. Печенкиной.[49] В сознании современного общества явно преобладают линейные представления о мире, что объясняет социальное (договорное) происхождение недели, месяца, года и т.д. Но это упрощенное представление о мире, за которым скрываются циклические ритмы социальной жизни. Конечно ритм социальной, а значит и индивидуальной жизни задается политическими и экономическими макроциклами такими как смена правительства, смена формы правления, политические беспорядки и периоды стабильности, но эти биолого-социальные закономерности повторяются в каждом поколении. Так же следует учитывать и то, что каждый новый цикл представляет собой виток, разомкнутый на следующий оборот круга, протекает с учетом уже накопленных знаний, опираясь на них, учитывая прошлый опыт.
Здесь можно обратиться к политике. В.С. Комаровский представляет политические отношения, как развёртывающийся процесс и анализ включения личности в политику предполагает использование категории времени.[50] В политической среде существует свое историческое время. Например, новоиспеченному политику требуется время, чтобы войти в свою должность, приобрести опыт, обзавестись необходимыми связями, обрести авторитет, переосмыслить свои цели, средства и возможности. Следовательно, реализация ранее задуманных планов может откладываться на неопределенный срок или оказаться вовсе невыполнимой. Такой поворот событий заставляет общество чувствовать себя обманутым, порождает агрессию и недоверие к органам власти.
Но не стоит думать, что общество безграмотно и не хочет понимать проблем власти.[51] Как отмечает Л.А. Штомпель, граждане хотят принимать активное участие, но не только в качестве избирателей, а быть включенными в обсуждение актуальных проблем, вопросов, что до последнего времени, было, исключительной прерогативой органов власти. Это порождает потребность в совершенно новых формах и механизмах взаимодействия органов государственной власти и гражданских объединений, институтов гражданского общества и ставит новые задачи перед службами по связям с общественностью в государственных организациях. И здесь возникает проблема отношений власти и общественности. В этой ситуации не стоит забывать, что важнейшая функция политического времени - быть «связью между индивидуальным и коллективным, личным и социальным измерениями времени».