Независимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным («клиническим», т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью – получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного – извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие – на периферии и что вовсе не осталось в памяти. Так называемые ненаправленные интервью носят «терапевтический» характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему.
Нарративное интервью – направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу.
Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые – это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техники квазиинтервью в «фокус-группах». По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (например, переход к рыночной экономике).
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос, применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых; Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов.
Далее существуют такие виды опросов, как опрос по почте и анкетирование на месте; групповое анкетирование и индивидуализированное. Организация «раздаточного» анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через СМИ, также широко используемые. Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях населения) и т.д.[9]
Далее мы считаем необходимым отметить, что последние два десятилетия преобразовали наше общество, преобразовав и социологию. Становление новых политических институтов и формирование новой политической культуры коренным образом изменило функции общественного мнения и, соответственно, знаний о нем. Новая политическая элита делает попытки учиться учитывать общественное мнение[10].
Рейтинги политических лидеров, данные об отношении населения к различным институтам власти, различным решениям властей всех уровней стали достоянием СМИ. Одновременно в обществе развивались и другие информационные потребности. В целом можно выделить следующие информационные потребности, которые оказали существенное влияние на формирование новых методологических приемов изучения мнения населения.
1. Потребности в информации о политических процессах, происходящих в обществе, политических настроениях и общественном мнении различных групп населения. Поскольку кульминационным моментом политических баталий являются выборы, то появились новые названия опросов: предвыборные опросы (проводятся до момента голосования и направлены на долгосрочный прогноз); опросы на выборах (по американской терминологии exitpoll), направленные на краткосрочный прогноз (на несколько часов вперед); поствыборные опросы, с помощью которых в основном пытаются дать детальную картину того, что произошло, и объяснить эти результаты.
В 1993 г. на всероссийском референдуме впервые в России и странах бывшего Союза Институт сравнительных социальных исследований совместно с Ворреном Митофски провел первый exitpoll. Попытка была успешной. Предсказание результатов было сделано с высокой точностью[11].
2. Изучение потребительского поведения населения, предпочтений, отношение к средствам массовой информации, рекламе. Основным стимулирующим фактором в данном направлении послужило развитие новых экономических структур и новых экономических отношений.
3. Научное объяснение социальных и политических процессов, проверка теорий и гипотез. Ситуация быстрой перестройки российского общества и всего современного мира дала уникальную возможность верификации тех или иных теоретических построений.
Параллельно с развитием потребностей в изучении общественного мнения в России произошло формирование новой исследовательской инфраструктуры. Появление новых независимых центров сопровождалось созданием современной исследовательской инфраструктуры. Здесь следует обратить внимание на несколько моментов. Один из важнейших – это переход от почти или полностью бесплатных исследований к проектам с полным финансированием. Это отразилось на всей методологии исследований.
Выборка. Внастоящее время все крупные исследовательские опросные центры обладают возможностями проведения опросов населения на национальном уровне.
Однако у различных центров существует два основных подхода к формированию модели для всей страны. Первый в качестве первичных единиц отбора рассматривает области (республики), а второй – административные районы и населенные пункты областного / республиканского подчинения[12].
На первой ступени проводится стратификация территории страны на эконом-географические зоны. Из каждой страты с вероятностью, пропорциональной размеру района/города, отбирается в выборку один район или город. В каждом из районов отбираются случайно конкретные поселения. В городах из списка избирательных участков отбираются случайным образом участки, в которых переписываются все квартиры. Из этой базы адресов, хранящейся в компьютере Института, проводится случайный отбор квартир, где по процедуре Киша отбирается конкретный респондент для опроса.
Эта цепочка приводит к вероятностному отбору человека в выборку. Все ступени выборки, кроме последней, могут служить достаточно долгое время.
Сеть интервьюеров. Крупные опросные центры изучения общественного мнения проводят опросы достаточно часто – несколько раз в месяц. В этой ситуации стало экономически оправдано создание постоянной сети интервьюеров. В большинстве центров принята двухступенчатая система управления такой сетью. В каждом населенном пункте, отобранном в выборку, или в группе населенных пунктов живет и работает менеджер сети. Каждый менеджер управляет работой группы интервьюеров в данной местности.
Стоимость опроса методом интервью достаточно велика, и сегодня на повестку дня все настойчивее встает вопрос о поисках альтернативных путей. Телефонный опрос видится как кардинальное решение многих проблем, но все еще слабый уровень телефонизации и очень высокая стоимость междугородных переговоров пока не позволяют применить его в полном масштабе.
Разумеется, перспективы использования опросов общественного мнения вообще, и как элемента социальных технологий планирования и управления в частности нельзя связывать только с методической стороной этого вопроса. В то же время совершенствование методики опроса, внедрение технических средств существенным образом сказываются на качестве получаемых данных и тем самым на качестве и точности прогнозов, которые исследователь может делать.
Во времена СССР в «Рабочей книге социолога» общественное мнение рассматривалось всего лишь как «отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации»[13]. Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, ранее зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в «Философском энциклопедическом словаре») и прямо говорилось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Такая подмена понятий внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор.
Однако, как считают современные исследователи данного явления, дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений,которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение – это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Более того, общественное мнение есть одни из значимых факторов социальных изменений, и, что еще существеннее – является элементом социальных технологий планирования и управления.