Практика развития социологической науки показывает, что наиболее целесообразно классифицировать социологическое знание по следующим группам исследований:
1) исследование основных условий и форм жизнедеятельности общества (социология быта, социология бедности, социология бизнеса, социология досуга, социология индустриальная, социология катастроф, социология менеджмента, социология предпринимательства, социология профессий, социология социального процветания, социология труда, социология управления, социология экологии, социология экономическая);
2) исследование социально-политической организации общества и социальных институтов (социология власти, социология военная, социология выборов, социология культуры, социология массовых коммуникаций, социология массовых явлений, социология медицины и здравоохранения, социология межнациональных отношений, социология науки, социология образования, социология общественного мнения, социология организаций, социология политики, социология права, социология религии, социология семьи, социология трансформационных процессов, социология физической культуры и спорта, футурология);
3) исследование отношений личности и общества (социология возраста, социология воспитания, социология гендерная, социология девиантного поведения, социология коллектива, социология коллективного поведения, социология конфликта, социология личности, социология морали, социология преступности);
4) исследование социально-территориальных общностей (социология города, социология села, социология малых групп, социология молодежи, социология народонаселения).
С.С.Т. выполняют методологические функции по отношению к эмпирическим социологическим исследованиям и обогащают свой понятийный аппарат, опираясь на фактологический материал этих исследований. Так, понятия и принципы С.С.Т. обобщают большое число фактологических данных, получаемых в различных социологических исследованиях. Обобщая эмпирический материал, С.С.Т. устанавливает определенные связи и зависимости между различными социальными факторами, определяет логические взаимоотношения между соответствующими теоретическими понятиями, формирует и уточняет их. Определение конкретных закономерностей в данной области позволяет на основе С.С.Т. давать объяснение вновь открываемым фактам, включать их в систему наличного теоретического знания. С объяснительной функцией С.С.Т. неразрывно связана ее прогностическая способность: раскрывая сущностные связи и отношения изучаемой области, С.С.Т. позволяет предсказывать направление развития социальных явлений и процессов. В отличие от эмпирических регулярностей, обнаруживаемых в ходе конкретных исследований, вероятностные утверждения, входящие в структуру С.С.Т., являются обобщениями более высокого уровня и представляют собой идеализированные модели реальных процессов. Создание эмпирической схемы, в которую включаются все формы систематизации фактов, представляет собой сложный процесс. Здесь осуществляется формирование эмпирической модели исследуемых характеристик как системы фактов, которая в дальнейшем должна быть совмещена с исходной концептуальной схемой как предметом исследования. Эмпирическая модель в этом плане способствует развитию исходной концептуальной модели предмета исследования на основе накопленного фактологического материала. Система сформированных научных фактов и эмпирических зависимостей, представленная в эмпирической модели предмета исследования, становится непосредственным результатом эмпирического социологического исследования. Путем сравнения выделенной эмпирической схемы с системой гипотез как выражением концептуальной модели предмета исследования осуществляется предварительное объяснение исследуемой проблемы.
Процедура сравнения эмпирической и концептуальной моделей предмета анализа усложняется: отсутствием полной редуцируемости теоретических понятий к их эмпирическим индикаторам; неадекватностью измерительных процедур и методов сбора социологической информации; наличием не охваченных концептуальной схемой эмпирических закономерностей. В силу этого ни концептуальная, ни эмпирическая модель не могут считаться полностью адекватными предмету исследования. Концептуальная схема, базирующаяся на зафиксированном знании, представляет собой экстраполяцию этого знания на еще не исследованные объекты и потому является гипотетической моделью. Эмпирическая схема, формирование которой основывается на применении к исследуемой реальности концептуальной модели предмета исследования, неизбежно содержит в себе погрешности описания и измерения, связанные с несовершенством исследовательских методик. Вследствие этого процедура совмещения эмпирической и концептуальной схем предмета исследования, осуществляемая в процессе анализа его результатов, представляет собой сложный и ответственный этап исследования. Именно данный процесс и рассматривается как создание теории "на выходе" эмпирического социологического исследования.
Способ обоснования исходной гипотетической модели позволяет подразделить С.С.Т. на описательные и объяснительные. В первых теориях раскрываются структурно-функциональные, а во вторых - причинно-следственные связи. Описательные С.С.Т. базируются, в основном, на ценностно-нормативном подходе и позволяют связывать воедино действие внешних факторов, определяющих человеческое поведение (ценности, нормы), с внутренними (ценностные ориентации, мотивы, цели и др.), показывая, каким образом внешние факторы интернализуются человеком в процессе его социализации и выступают побудительными силами его поведения. Поскольку общественные ценности и нормы реализуются в деятельности социальных институтов и организаций, то ценностно-нормативный подход позволяет анализировать поведение разных социальных групп с позиций определенного социального института или социальной системы.
В объяснительных С.С.Т. главная задача - раскрытие сущности изучаемого объекта посредством социального закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей и отношений, которые определяют его существенные черты; само по себе, объяснение предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и анализ последнего в контексте его связей, отношений и зависимостей. Наиболее развитая форма объяснения - объяснение на основе социально-экономических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в структуре социологического знания. В науке широко используется форма социального объяснения, заключающаяся в установлении причинных, следственных и других видов связи объясняемого объекта с условиями и факторами, порождающими эту связь. Основанием таких объяснений выступают общие концептуальные схемы, а сами объяснения могут служить исходным пунктом развития концептуального аппарата С.С.Т.
Теоретическая социология концентрирует внимание на изучении базисных, фундаментальных проблем социального познания. Главная ее задача усматривается в открытии и формулировке универсальных, независимых от времени и места, закономерностей поведения человека и социальной организации; поиск объективной истины является главной ценностью научного познания. В рамках теоретической социологии предлагаются различные варианты решения этой фундаментальной задачи. Основными направлениями социологии являются структурный функционализм, неопозитивизм, теория социального действия, теории социального обмена, интеракционизм символический, этнометодология и др.
Некоторые авторы понимают социологию как науку “свободную от ценностей”, независимую от политических пристрастий и классовых оценок. Например, позитивисты стремятся отделять факты от их оценки; быть бесстрастными наблюдателями и регистраторами изучаемых явлений. Неопозитивисты настаивают на необходимости строгого разделения социальных ролей ученого и гражданина.
Представители всех социологических направлений солидарны в том, что общественное предназначение социологии - быть инструментом просвещения и образования различных социальных групп и слоев общества.
Теории среднего уровня
Этот термин ввел в социологию американский социолог Р.Мертон, который считал, что необходимо развивать социологическую теорию, располагающуюся в пространстве между “частными рабочими гипотезами” и “основными концептуальными схемами”.
Социологическое познание включает два органически взаимосвязанных теоретических уровня - уровень общесоциологической теории и уровень специальных социологических теорий различной степени общности (теории социального управления, образа жизни, труда, быта, социальных коллективов, семьи, социальной структуры, личности, ценностных ориентаций и т.д.).
Специальные (частные) социологические теории выступают в качестве опосредствующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями; они являются основой развития общесоциологической теории. Разработка специальных социологических теорий различной степени общности и проведение на их основе эмпирических исследований - все это ознаменовало важный шаг в развитии социологии, позволило получить значительный научные результаты.
Специальные социологические теории в отличие от общесоциологической теории оперируют категориями менее общего порядка. Например, социолог, работающий в рамках общесоциологической теории, оперирует предельно широким, абстрактным понятием “семья” вообще. В рамках теории среднего уровня “социология семьи” социологи изучают конкретную форму семьи, например “моногамную” семью.
Таким образом, частные социологические теории рассматривают социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне конкретных социальных институтов и социальных подсистем. Поэтому они являются теориями среднего уровня.