когда основные показатели качества населения стали ухудшаться и что даже при самом благожелательном и заботливом по отношению к населению правительстве остановить демографическую катастрофу без принятия парадоксальных нестандартных и принципиально новых решений не удастся.
Противоположная "партия", наоборот, даже в чудовищно высокой сверхсмертности не видит катастрофы и в целом считает процессы депопуляции страны нормальными, т.е. соответствующими тенденциям "развитых" стран (или стран "Севера"). Правда подобной позиции состоит в том, что кардинальные изменения в сфере демографии в нашей стране во многом отражают общемировой цивилизационный кризис базовых укладов и основ жизнедеятельности, моделей обустройства жизни. Но при этом данная "партия" не учитывает того ключевого обстоятельства, что сами глобальные демографические процессы не являются и не могут являться абсолютными.
Более того, многими философами, социологами, политиками эти процессы с большой долей основания рассматриваются как неестественные, ненормальные и разрушительные для человечества, или, как минимум, неочевидные по своим последствиям. Одновременно утверждается, что нормирование организации жизни в России безликими глобальными процессами является разрушительным для российской тысячелетней истории и, в конечном итоге, ведёт страну к вымиранию и гибели7.
Реальная же проблема лежит между этими двумя экстремистскими позициями и заключается в том, что депопуляция нашей страны отражает мировоззренческий и цивилизационный "дефолт" привычных или стихийно складывающихся моделей организации жизни населения как в России, так и в тех регионах мира, где наблюдается демографический кризис или отдельные его элементы.
Правильно поставить демографическую проблему возможно только в том случае, если проводить систематический анализ аспектов, которые затрагивают глубинные механизмы и причины демографической катастрофы и которые, как правило, не попадают в центр внимания при обсуждении демографических тем.
Во-первых, в ситуации роста гуманистической риторики на сегодня оказалась неочевидной уникаль ность и незаменимость каждого конкретного человека, невозможность полноценного бытия и мира без максимального раскрытия потенциала и сил каждого без исключения человека в стране и на Земле в целом. В чём и как усматривать и поддерживать уникальность каждого человека и как на это ориентировать государство - также стало неочевидным.
Зато очевидны следствия: например, в России ежегодно до 100 тыс. человек пропадают без вести, до 30 тысяч каждый год убивают (то есть от рук убийц погибает ежегодно в два раза больше людей, чем погибло за все десять лет войны в Афганистане), а уровень детской беспризорности и безнадзорности из года в год продолжает оставаться, как минимум, тем же самым, если не увеличиваться. Возникает страшный, но закономерный вопрос - если людей "не считают", и они при современных системах учёта, контроля и слежения буднично пропадают без вести (словно на большой войне), если огромное число уже имеющихся детей является беспризорным или вырастающим в детских домах, то зачем "плодить" новых детей?
Во-вторых, с разрушением традиционного хозяйства и большой многопоколенной семьи неработающими оказались традиционные представления о родовых задачах семьи и принципах воспитания детей. Нынешние модели участия государства в социальной поддержке населения в старости, потребительские социальные системы, культ комфорта и все сопутствующие факторы (недостаточный уровень материального обеспечения, недостаточная, по мировым меркам, обеспеченность жильём и т.п.) легко побеждают любые стереотипные аргументы типа "необходимости продолжения рода", "воспитания наследника", "необходимости наличия кормильцев в старости" и т.п.
В-третьих, постепенно разрушилась и исчезла доблесть добропорядочной семейной и многодетной жизни. Наиболее отработанными в мире на сегодня оказались модели обществ потребления, которые, к тому же, усиленно насаждаются и культивируются несколькими сотнями ведущих транснациональных корпораций мира. Современные молодые люди нередко пренебрегают узаконенными и долговременными брачными отношениями в пользу нерегистрируемых сожительств и даже беспорядочных половых связей.
В-четвёртых, индустриальный тип урбанизации, вызвавший массовое переселение деревенских жителей в многоэтажные скученные города, резко изменил привычные установки сознания и сделал население подверженным любым массовым поветриям, утверждаемым как моды и модели жизни. Вместе с тем, исчезли и традиционные пространственные возможности жизни и воспитания ребёнка, которые предоставляла сельская жизнь и жизнь в небольших городах - пропал русский простор.
В-пятых, продолжающаяся последние 20-30 лет примитивизация и интенсификация труда, необходимого для жизнеобеспечения, привели к резкому снижению для женщин временных и социальных возможностей иметь детей до 30 и даже более лет, а для мужчин - к резкому снижению статуса главы, кормильца семьи и хранителя рода.