Смекни!
smekni.com

Технология подлинного общения Э. Берна (стр. 2 из 5)

Эго-состояние Родителя несет в себе все богатство человеческого опыта, передающееся из поколения в поколение, моральные убеждения и модели поведения. Это наша память, традиционное видение мира и жизни. Оно основано на заботе о сохранении человеческого рода, культурных и семейных традициях и возникает еще в детском возрасте, задолго до того, как человек становится папой или мамой.

Чисто внешне Родитель проявляет себя весьма явно и, прежде всего, через даваемые указания: «Делай то, но не делай этого...»; «Всегда...»; «Никогда...»; «Будь осторожен...»; «Замолчи...»; «Прекрати это сейчас же!»; «Я не позволю так с собой обращаться!»; «Я вам помогу...» и т. п. Его речь изобилует поговорками и клише: «Это смешно и глупо...»; «Все мужчины...»; «Вы никогда ничего не делаете путного...»; «Начальник всегда прав...»; «Семь раз отмерь и один раз отрежь!»

Любимыми жестами Родителя являются: вытянутый указательный палец, покачивание головы, поглаживание по спине и по голове, сжимание в своих объятиях, подмигивание, сморщенные брови. Наиболее часто встречаемые позы: руки на бедрах или скрещенные на груди, подпертый руками подбородок, ноги широко расставлены.

Когда включается Эго-состояние Взрослого, человек реагирует на ситуацию «здесь и теперь» и использует все возможности, свойственные зрелому человеку.

Способы решения проблем, модели поведения и чувства − всё адекватно реальной ситуации. Человек при этом использует соответствующие возрасту интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. В этом состоянии люди обычно спокойны, не выражают эмоций, задают вопросы по содержанию: «Что?», «Кто?», «Когда?», «В чем заключаются факты?» Любимыми фразами становятся: «Я согласен...»; «Вот мое мнение...»; «Я взвешу все за и против...»; «Подождите, я прикину...». Тело Взрослого тоже имеет свои сигналы: гармоничное сочетание расслабленности и напряжения в позе и движениях, голова не наклонена (Ребенок) и не приподнята (Родитель), а прямая, спокойный взгляд, ступни ног на полу, руки открыты, верхняя часть туловища наклонена вперед (выражение заинтересованности).

Ребенок − это мир эмоций и чувств: иррациональных страхов, тревог; грусти и гнева, радости, энтузиазма, нежности и любви. Это игра воображения и кладезь творчества, креативности. Именно Ребенок − источник наших побуждений, спонтанности, творческих порывов, теплоты, страстей, подчинения или бунта, пронырливости и хитрости.

Ребенок обнаруживает себя в первую очередь через позы и жесты: согнет ноги под стулом, небрежно кивнет в ответ на приветствие, испугавшись, напряженно сведет плечи, досадуя, будет выкручивать себе руки, забывшись, станет почесываться, скучая − жонглировать карандашом или рисовать что-либо во время совещания. Его любимые выражения: «Я хочу»; «Прекрасно»; «Я боюсь»; «Я должен»; «Оставьте меня в покое!»; «Проклятье».

Ценность структурного анализа состоит в том, что, внимательно наблюдая за внешними реакциями человека (вербальными и невербальными), можно определить, что он чувствует, и понять некоторые важные мысленные паттерны.

Ведь суть модели эго-состояний и заключается в том, что она позволяет нам установить надежную связь между мыслями, чувствами и поведением.

В самом деле, если человек демонстрирует нам поведение, соответствующее эго-состоянию Родителя, то можно предсказать, что он во власти мыслей и чувств, которые скопировал у старших. Демонстрация сигналов, свойственных эго-состоянию Взрослого, недвусмысленно сообщает, что мысли и чувства их обладателя соответствуют ситуации «здесь и теперь». Если же внешнее поведение человека напоминает модели Ребенка, то можно предположить, что он испытывает в этот момент чувства из своего детства.

Заканчивая характеристику структурной модели личности, подчеркнем, что структурная модель характеризует каждое эго-состояние, раскрывая тем самым содержание личности. Следующая проблема − как мы используем эго-состояние. Решая ее, Э. Берн создает функциональную модель личности и разрабатывает функциональный анализ.

Функциональный анализ.

Функциональный анализ дает ответ на вопрос: как функционируют

различные части личности? Оказалось, что Родитель, Взрослый и Ребенок ведут себя по-разному.

Бывает время, когда ребенок ведет себя естественно и независимо. Он не приспосабливается к правилам взрослых и не бунтует против них. Он просто делает то, что хочет. Он плачет, потому что больно. Рассердившись на сестричку, толкнувшую его, отвечает ей тем же. Читает или играет вместо того, чтобы радовать родителей вниманием. Взрослый человек в эго-состоянии Ребенка ведет себя иногда так же свободно, как в детстве: учитель идет по коридору непринужденной походкой и радостно напевает, один педагог, увидев директора школы, говорит другому: «Давай быстренько зайдем в класс, как бы нам чего-нибудь не поручили в конце рабочего дня!..» В таком случае они действуют из эго-состояния Свободного, или Естественного, Ребенка (СРе).

С другой стороны, в детстве ребенок довольно долго адаптируется к

требованиям родителей и других взрослых. Он учится быть вежливым, пользоваться носовым платком, быть спокойным, не плакать и не сердиться, оправдывать ожидания родителей, угождать им. В зрелом возрасте он продолжает поступать так, как научился в детстве. Когда это происходит, человек, по мнению Э. Берна, находится в эго-состоянии Адаптированного Ребенка (АРе), т. е. в одной из частей детского эго-состояния. Таким образом, в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на эго-состояние Свободного Ребенка и эго-состояние Адаптированного Ребенка; при графическом изображении круг Ребенка поделен на две части (схема 4). Послушный ребенок ведет себя так, как требуют от него родители. Став взрослым, человек в состоянии Послушного Адаптированного Ребенка действует в соответствии с внутренними нормами и убеждениями, не отступая от них ни на шаг.

Заслуживают особого внимания случаи, когда ребенок восстает против правил и ожиданий взрослых: грубит, прыгает и шумит, хмурится и капризничает.

Он как будто выворачивает наизнанку правила родителей, изо всех сил стараясь сделать все наоборот. Взрослый человек тоже может восставать подобным образом, при этом, часто не осознавая, что его поведение является бунтом. Например, когда начальник предлагает трудную работу, а он вдруг заявляет, что у него нет времени. Отказываясь от задания, он, возможно, испытывает необъяснимое удовлетворение типа: «Вот так-то!» В возрасте четырех лет он, по-видимому, чувствовал то же самое, когда давал понять родителям, что они ни за что не смогут заставить его съесть «эту противную кашу». Когда взрослый человек бунтует подобным образом, он все еще следует детским правилам и действует из состояния Адаптированного Ребенка. В качестве примера приведем реплики учителей: «Завуч может сделать со мной все, что угодно, но я не буду работать завтра на замене!» или «Но почему всегда я, почему другим вы не даете таких поручений?» Иногда такое поведение изображают отдельным эго-состоянием и называют его Бунтующим Ребенком (БРе). Граница между эго-состояниями Адаптированного Ребенка и Бунтующего Ребенка весьма

условна, и энергия, переходя из одного состояния в другое, меняет свой знак.

Схема 4. Функциональная модель личности

Поведение взрослого человека в позиции Адаптированного Ребенка (АРе) может быть позитивным и негативным. Мы находимся в Позитивном Адаптированном Ребенке (АРе+), когда проигрываем продуктивные способы поведения и без труда достигаем желаемого результата, сохраняя при этом большое количество энергии. Так, мы автоматически следуем тысячам правил: переходим улицу по светофору, говорим «пожалуйста» и т.п. Однако иногда наше «детское» поведение не соответствует взрослой ситуации «здесь и теперь», т. е. мы находимся в эго-состоянии Негативного Адаптированного Ребенка (АРе). Например, в детском возрасте человек обнаружил, что самый лучший способ привлечь внимание отца или матери − обидеться на них. Став взрослым, он может иногда демонстрировать обиду или недовольство в надежде получить желаемое. В этом случае он игнорирует свои взрослые возможности удовлетворения потребностей. Или, может быть, человек решил в детстве, что демонстрировать себя перед другими опасно. Он помнит, как его отшлепали родители за то, что он

«выставлялся», или сверстники дразнили его, когда он читал стихотворение в классе. Став взрослым, он обнаружил, что ему трудно выступать перед людьми, он краснеет, заикается и мямлит, смущается и убеждает себя в том, что он никудышный оратор. На самом деле, теперь он может свободно выступать перед аудиторией: он уже вырос и ничем не рискует. Каждый человек иногда проявляет паттерны поведения Негативного Адаптированного Ребенка. Однако их можно изменить и приобрести новые, более эффективные, позволяющие полностью использовать возможности взрослой личности.

Поведение Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивное и негативное. Взрослый человек в эго-состоянии Свободного Ребенка ведет себя, не обращая внимания на правила и ограничения. Будучи детьми, приспосабливаясь к родителям, люди учатся сдерживать свои чувства: неуместный смех, агрессию, обиду, боль. Во взрослой жизни обретенное умение может привести к физическому напряжению, а часто и к проблемам, комплексам, болезням. Чтобы избежать этого. Взрослый может позволить Свободному Ребенку выражать свои эмоции позитивными, конструктивными способами. Так, выбрав безопасное место и ситуацию, можно неистово ударить по подушке, громко прокричать воображаемому обидчику все, что вы о нем думаете, сделать серию энергичных физических упражнений, просто пробежаться или быстро пройтись, принять душ, сделать массаж, написать гневное письмо, но не отправлять его и т.п. Однако в ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Например, быстрая езда по переполненной машинами дороге, долгий сон по утрам в рабочий день, заканчивающийся опозданием, и т. п.