функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением интенсивности и направленности определенного типа установок;
функция организации поведения, совпадающая с прекращением, изменением или инсценированием какого-либо действия;
функция развлечения, совпадающая с изменением комплекса психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения, переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;
функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием или ослаблением связей между представителями аудитории.
17) Слухи как вид социологической коммуникации и функционирования ОМ.
Слух- специфический вид межлич. Коммуникации в процессе которой сюжет становится бостоянием обширной аудитории.
Особенности: однократная воспроизводимость, самотранслируемость, анонимность.
Отличия: высокая степень обобщения в отличие от доноса и сплетен; привязка ко времени и среде в отличие от байки; свежие новости; неофициальность.
Факторы возникновения:
1. люди с повышенным уровнем тревожности, удовлетворяющие свои личные потребности и демонстрирующие свое превосходство во владении инф.
2. человек не чувствует себя в безопасности – он чувствует страх и неудовлетворенность, если разделил с кем-то опасения – становится легче
3. дефицит или слабая официальная информация
4. неблагоприятная тревожная обстановка, наличие серьезных социальных проблем
5. порочный компромат, который распространяют конфликтующие стороны
6. длительная задержка в принятии важных решений руководства
7. малая стоимость / бесплатность распространения
Факторы распространения:
- передавая другому инф. человек самоутверждается
- открытая потребность во власти
- чувство солидарности
- побуждение других к поддержке себя и своей позиции, подталкивание к другим действиям
- потребность в принадлежности к обществу
- способ релаксации и проведения досуга
- человек, распространяющий слухи, может испытывать удовлетворение, радость от передачи информации; скука
Факторы восприятия:
- обстоятельства неблагополучия и тревожности
- стремление упредить какие-то социальные события
- механизм заражения и идентификации себя с группой
- легкая внушаемость части людей
- эксклюзивная инф воспринимается как более убедительная
- распространяются там, где слабоинформированность
- уверенность в достоверности инф
Составляющие слуха:
1. Кто передает
Лицо, передающее слухи – социальный субъект, информированный субъект, авторитетный, включенный в какую-то коммуникативную систему (единицу)
2. Что передает
Жизнеспособность слуха обеспечивают:
- терминальность
- экспрессивная окраска
3. Как передает
Источники распространения слуха:
- неформальные (личный контакт – гендерные, профессиональные, родственные признаки)
- формальные (СМИ-пропаганда)
4. Кому передает
- коллеги по работе
- СМИ
- очереди (посмотреть признаки)
- транспорт, рынок и др.
5. Когда передает
- много людей, мало работы
- периоды нестабильности
- отсутствие должного объема достоверной информации
- наличие проблемной ситуации
Использование для:
- создания определенного имиджа, манипуляции общественного мнения
- привлечение определенного внимания к событию или личности
- реклама товаров и услуг
- провоцирование населения на совершение определенных действий в выгодных для одной из конфликтующих сторон
- создание контрслуха
- подготовка населения к непопулярным мерам
- слух как способ изучения неформальных коммуникаций
Принципы создания:
- выбор целевых групп (мыльные оперы, чтобы занять женщин)
- выбор источника для запуска слуха
- формулировка слуха и запуск
Запуск слуха:
1. Азазель:
- страдалец
- наклеивание ярлыков
2. рояль в кустах (КошмарОв): хочешь омрачить репутацию телеведущего Иванова – поставь вместо него в передаче Петрова
3. перенос (отец хороший, и он хороший), авторитет
4. тест (если ты его защищаешь, то и сам такой же)
5. блеф (запускается слух, который сам будет опровергнут)
6. рекет (если ты не веришь в этот слух, то ты не с нами)Борьба со слухами: игнорирование неправдоподобных слухов, -подтверждение слуха, - опровержение, -ирония и юмор, контрслух, доведение до абсурда, дискредитация автора, публичное разоблачение сплетника, устранение причин, назначение лица главного по слухам.
Изменение реакции ОМ на слухи: сглаживание, заострение, адаптация.
18) Анализ основных методов исследования ОМ.
Учитывая то, что общественное мнение меняется и на него можно повлиять, отслеживание его состояния и направленности постоянно находится в поле зрения работников сферы паблик рилейшнз (связей с общественностью). В большинстве случаев они могут пользоваться данными опросов общественного мнения, постоянно публикующимися в средствах массовой информации, а в случае необходимости доставать такую информацию в коммерческих организациях, проводящих социологические исследования. В России, например, этим профессионально занимаются Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), российский интернет-ресурс «Публичная библиотека», ведущий мониторинг более 600 источников периодической печати, исследовательский холдинг РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка), Фонд «Общественное мнение», Аналитический центр по общей политике администрации президента, VOX POPULI В. Грушина, Центр А. Киссельмана (Санкт-Петербург), Институт прикладного системного анализа, социологические центры ряда ведущих университетов и т.д. Существует множество менее известных исследовательских групп, осуществляющих маломасштабные исследования, в частности, маркетинговые.
Основной метод, на котором строится изучение общества - наблюдение. Выделяют три наиболее распространенных типа исследований:
- Социологические исследования. Их задача - выяснять установки и мнения людей, то есть их соображения по поводу определенных субъектов.
- Коммуникационный аудит, проводимый с целью анализа несогласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности.
- Неформальные исследования. К ним относятся накопление фактов, анализ различных информационных материалов и др., то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.
Рассмотрим социологические исследования. Различают два общих типа социологических исследований:
1. Описательные исследования. Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.
2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.
19) Стереотипы в ОМ.
Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».
Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.
В начальном периоде исследования вслед за У. Липпманом проблемы стереотипа рассматривались как ложные, алогичные и несовершенные образования или предвзятые мнения: «картинки в голове», «эмоциональный символ», «фиксированный образ». Позднее стереотипизация стала рассматриваться как необходимый и важнейший когнитивный процесс, опосредующий поведение человека, помогающий его ориентации. Стереотип стали считать атрибутом реальной человеческой психики, а «стереотипизированные» понятия, оценки, категории — как закрепленные в общественном сознании «сгустки» общественного опыта, как повторяющиеся свойства и явления.