«Социологические проблемы изучения общественного мнения»
(профессор Мамедов Агамали Куламович)
1) ОМ как объект социологического исследования (объект, предмет, методы).
ОМ- отношение соц общностей к проблемам социальной жизни проявляющееся сначала в эмоциях, потом в суждениях и действиях.
- спецефическое проявление общественного сознания, сложное соц. Духовное образование, выражающееся в оценках, которые характеризуют явное отношение к актуальным проблемам общества.
- состояние массового сознания закдючающее в себе отношение а общественным событиям, деятельности различных групп, организаций.
Функции: информационная, регулятивная, управленческая (омисточник инф для принятия решения), эксперссивная, консультативная, дерективная (ом может само выносить решение), побудительная.
Признаки ом: - отражает не все точки зрения, а главное по отношению к обществу, - не бываетвнеисторического и внесоц ом, - ом дб актуализированно в сми или др ком системах, - направленно на общ группу, - может функционировать при доступе граждан к инф, - принцип динамичности, -эмержентность (не сводится к сумме составных элементов)
Условия формирования ОМ: предметом ом становятся вопросы востребованные, дб спорным, уровень компетенции.
ОМ – это состояние массового сознания; оценочные суждения по социально значимым проблемам.
Объект ОМ – это то, по поводу чего складывается ОМ.
Выделяют: О-факты; О-события; О-явления (самый сложный)
Субъект ОМ – социальная общность, обладающая совместимым интересом и стремящаяся к его защите.
Методы исследования общественного мнения традиционно делятся на две группы: качественные и количественные методы.
Качественные исследования направлены на обнаружение тенденций и факторов, на выяснение того, что имеет место быть, что происходит, если или нет некое явление.
Количественные методы направлены на измерение и соотношение выявленных в процессе качественных исследований факторов и характеристик.
К качественным методам относятся наблюдение, личное интервью, store-check (проверка продукции в магазине), фокус-группы.
Основной метод количественного исследования общественного мнения - анкетирование (в том числе, в форме телефонного интервью, после которого анкета заполняется социологом).
2) Древнегреческие теории (предпосылки) изучения ОМ.
В древнегреческом сообществе впервые появляется понимание ОМ. К 5 веку до н.э. появляется необходимость строго научного понимания ОМ.
Протогор- ОМ- мнение большинства ввел понятие дихотомии ОМ(идея ОМ разделяет людей на тех кто ЗА и кто ПРОТИВ).
Ксенофан из Колофона: ОМ – то, что ему необходимо (зависит от потребности человека)
Сократ и Платон: публичное мнение – мнение аристократии, более объективное, чем мнение большинства, так как за генераторами ОМ кроется образовательная ценность.
Меритократия – власть избранных, аристократии.
звестный философ античности - Сократ (470-399 гг. до н. э.) -в своих работах
провозгласил общественное мнение "неписаным законом", который действует без
вмешательства государственной власти. Именно благодаря общественному мнению
младшие в присутствии старших держат себя скромно, а дети с благоговением относятся к
своим родителям; благодаря ему люди носят определенные одежды и прически.
Уже в античности философы не просто описывали феномен общественного мнения, но
и пытались объяснить его. При этом достаточно четко наметилось несколько основных
проблем. Одна из них -кто является субъектом этого феномена. Так, философ Протагор
(480-410 гг. до н. э.) считал, что публичное мнение - это мнение большинства народа. Тем
самым он провозглашал принцип демократии, как власти народа, что проявлялось, в
частности, в возможности формировании "своего" мнения,.
Однако существовали и противоположные представления: Так, философ-идеалист
Платон Афинский (427-347 гг. до н. э.), подчеркивая исключительную роль аристократии,
утверждал, что именно ее мнение является правильным.
Крупнейшей мыслитель древнего мира Аристотель (384-322 гг. до н. э.) допускал в
трактовке общественного (публичного) мнения колебания между материализмом и
идеализмом. Так, он утверждал, что совокупное мнение большинства более истинно, чем
мнение отдельных лиц. И в этом суждении проявляется его демократическая
направленность. Однако в других работах он призывал не допускать неимущих граждан к
верховной власти и не считать их мнение истинным, что противоречило демократии.
Сократ и Платон- идея публичного мнения, но это мнение аристократии, оно более объективно чем мнение большинства, тк за носителями кроется определенное образование.
Аристотель- мнение имеет дело с чувственно воспринимаемыми фактами, оно может познавать случайные, единичные факты. В ОМ заложена диалектика перехода из истинного в ложное и наоборот.
3) Особенности функционирования ОМ в Средневековой Европе.
Ом средневековой европы на первый план выдвигает идею самосовершенствования. Спор Тартумана и Татиана. Средневековая церковь против язычников (многобожия, жертвоприношений).
Проблемы, которые выделяет ОМ средневековья: 1) проблема креоционизма (создана ли земля Богом или существовала вечно?)
2)проблема веры и разума а)разум в подчинении у веры, период патристики, защита церкви от критики, б) знакомство с другими цивилизациями, вера и разум самостоятельно познают истину( теория 2х истин), в)институализация разума в университетах, следовательно разум господствует над верой.
Этапы:
1. разум в подчиненности у веры (до Тертуллиана) – «верую, ибо это абсурдно»; Средневековье погубили специи – добавка к тому, что имелось
2. двойственная истина (Сигер Брабанский, Ансельм Кентерберийский, Аверроис) – возникает алхимия (Рабинович, М.М.Бахтин), мистика
= > институционализация разума – институты, университеты
3. разум над верой (Скотт, Бэкон)
Характерные черты ОМ: - теоцентризм (идею Бога)
-Идея стабильности, - институализированность в газетах, в церкви,- стуктурированность, - дифференцированность
4) Теории ОМ в Новом Времени (Т. Мор Т. Кампанелла, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк).
Сам термин "общественное мнение" был введен в научный обиход в XVII в. английским писателем и государственным деятелем Д. Солсбери в качестве показателя поддержки парламента со стороны населения. Субъектом общественного мнения считался, таким образом, народ, а само общественное мнение исполняло роль регулятора взаимоотношений между народом и парламентом.
Представители итальянского гуманизма Т. Мор и Т. Кампанелла считали, что общественное мнение выражает мнения и желания, с которыми должно считаться правительство.
В эпоху феодализма особенно активно анализировалась проблема взаимоотношения общественного мнения и государства. Так, Э. Роттердамский писал, что ни одно правительство не удержится у власти, если оно не пользуется поддержкой общественного мнения. 200 лет спустя эту мысль повторил философ Д. Юм, заявивший, что только мнения утверждают государственную власть.
Об общественном мнении можно найти интересные мысли у Д. Локка. Он писал, что "закон мнений" имеет большую силу, чем божественные законы, хотя бы потому, что нарушитель последних надеется на всепрощение. Закон мнения сильнее государственных законов потому, что, преступая последние, можно надеяться^ что никто не заметит их нарушения. Но от закона мнений нет спасения. Вот почему так действенна мода, мнение окружающих.
Весьма радикальные взгляды высказал в свое время Ж.-Ж. Руссо. В своем знаменитом произведении "Общественный договор" (1762 г.) он высказал суждение, что взаимоотношение общества и граждан будет бесконфликтным, если государство станет считаться с общественным мнением, выражающим мнение народа. Тем самым Руссо с большой заостренностью ставил вопрос о роли общественного мнения в общественной жизни.
Утопия Томаса Мора. Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопии.
В первой части сочинения Мор резко критикует огораживания кровавое законодательство современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопрос о причинах преступности. Основная причина всех пороков и бедствий, считал Мор, – частная собственность, из-за которой возникают противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты; она порождает преступления.
Автор “Утопии” одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Уже сами условия жизни простого народа, его положение не дают возможности разобраться в сложном законодательстве, истолковать и понять его запутанные положения.
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова
Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает их общественный и политический строй от других государств.
Утопия – своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова – перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др.
Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье – от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются
“деревенские семьи” - от 40 взрослых, в которых житель города обязан проработать не менее двух лет.
Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом.