Смекни!
smekni.com

Конфликт 10 (стр. 1 из 5)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………...…..3

I. Причины и последствия конфликта……………………….…….………4

II. Конклюдентные действия…………………………………………….….6

III. Специфика проявле­ния конфликтов…………………………………….8

IV. Особенности гражданско-правовых конфликтов………………….…..11

V. Предмет гражданско-правового конфликта…………………………....20

VI. Идейно-психологические, нравственно-юридические установки…....23

Заключение………………………………...…………….…………………....26

Список используемой литературы…………………………….…………….27

Введение

Среди различных направлений правовой социологии в последние годы выделяется еще одно: правовая (юридическая) конфликтология, которая изучает правовые отношения, нормы и институты под углом зрения использования их для предотвращения, предупреждения и разрешения конфликтов.

Эта проблематика для российской науки является новой по двум причинам. Во-первых, у нас была недостаточно развита общая конфликтология как комплексная социально-психологическая дисциплина. А во-вторых, изучение права не способствовало более широкому его пониманию, в том числе и как инструмента обращения с социальными и психологическими конфликтами.

Правовой конфликт — это противоборство субъектов права с противоположными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния.

Основной предмет правового конфликта — принципы и нормы права. Ядро конфликта — противоположное их истолкование и отношение к ним, а также соответствующее поведение субъектов права. Существуют нормы и принципы двоякого характера: юридические, то есть установленные или санкционированные государством, и правила общего характера, сложившиеся в общественной практике, обязательные, но не зафиксированные официально и не санкционированные властью (юридически), являющиеся элементами обычного права.

Правовой конфликт не обязательно связан с нарушением установленного государством правопорядка. По своему содержанию и формам проявления он не сводим к борьбе за противоправное изменение существующей правовой системы, основ государственного устройства. Конфликты подобного рода — лишь один из видов правового, одна из сушествующих форм борьбы субъектов правовых и политических отношений. Следовательно, как и прочие социальные, правовой конфликт не есть какая-то ненормальность, правовая патология, а является вполне естественным элементом процесса функционирования и модернизации данной общественной системы.

В истории отечественной науки проблема правового конфликта была поставлена философом и теоретиком права Ильиным И.А. В его понимании, это — конфликт между естественным и положительным правом, между «суррогатом» естественного права и объективно значимой идеей права. Это — «борьба за право в объективном смысле — за обновление законов и в субъективном смысле — за поддержание и осуществление справедливых полномочий, обязанностей и запретов». Право в объективном смысле суть естественное право; оно выражает природу духовной жизни человека; его можно назвать «вечным» правом, потому что оно сохраняет значе-ние для всех времен и народов. Право в субъективном смысле — это положительное право, «целесообразная форма поддержания естественного права», организованная попытка «формулировать естественное право.

I. Причины и последствия конфликта.

В системе отраслевых юридических конфликтов специального рассмот­рения требует и гражданско-правовая их разновидность. Это тем более необ­ходимо, ибо социальное поле юридических конфликтов иногда трактуется очень сужено. В качестве примера воспроизведем высказывание проф. Ю.А. Тихомирова, который утверждает: «Юридический конфликт следует рассмат­ривать как высшую точку развития противоречий, как коллизию с наиболее открытым противоборством сторон. Тут отторжению и сокрушению подвер­гаются основы конституционного строя, правовая система, с правопорядком». В первой части высказывания мы солидарны с автором. Верно, что юри­дический конфликт есть высшая точка развития противоречия, в котором на­блюдается открытое противоборство контрсубъектов. Однако с другой ча­стью умозаключения Ю.А. Тихомирова трудно согласиться. Поддержать эту идею - значит признать, что гражданско-правовые отношения просто бес­конфликтны, поскольку в процессе их функционирования не сокрушаются основы конституционного строя и наличного правопорядка.

Представляется, что в названной трактовке допускается отождествление юридического конфликта с конкретными формами его проявления. Возмож­ны, конечно, конфликты, в результате которых происходит свержение или насильственное изменение конституционного строя. Но в нем проявляется уголовное правонарушение, предусмотренное ст. 278 УК РФ, и тем самым оно характеризует криминальный конфликт. В результате разрешения кон­ституционного кризиса нередко происходит отторжение прежней правовой системы и утверждение новой путем замены одной государственной власти другой. Но данный процесс выражает собой конституционно-юридический конфликт. Если эта замена произошла в ходе выборов, то навряд ли здесь применимо слово «сокрушение».

Но не все конфликты сопровождаются отмеченными последствиями. В качестве иллюстрации можно привести целый ряд уголовных, конституцион­ных, административных правонарушений, осуществление которых не ведет к «сокрушению» общественного конституционного строя. Еще больше таких деликтов наблюдается в сфере гражданско-правовых отношений. В частности, ст. 479 ГК РФ, ч. 2 гласит: «Если договором купли-продажи предусмот­рена обязанность продавца передать покупателю определенный набор това­ров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект». В данной сфере товарно-денежных отношений тоже могут быть конфликты, в случае, если покупатель получил от продавца некомплектный товар. А каковы возможные последствия такого противоборства между ними?

Согласно ст. 480 ГК РФ последствия передачи неукомплектованного товара следующие:

а) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены или доукомплектования товара в разумный срок;

б) потребовать замены некомплектного товара на комплектный;

в) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Нетрудно заметить, что последствия данного гражданско-правового правонарушения, а следовательно, и соответствующего конфликта не носят по­литического смысла, ибо здесь тоже не «сокрушаются» основы конституци­онного строя нашего общества. Причем, мы имеем в виду не только рассмат­риваемый конкретный случай, но и данную разновидность правонарушаемости как своеобразное явление. И это не случайно, так, как только в опреде­ленных криминальных, конституционно-правовых и административных де­ликтах проявляется политический аспект, который менее заметен в граждан­ских правонарушениях. Он может обнаружиться тогда, когда гражданско-правовой конфликт возник между казенными предприятиями, собственником которых выступает государство как политическая организация общества.

II. Конклюдентные действия.

В сфере гражданско-правовых отношений есть такие, при которых связи между людьми осуществляются помимо каких-то бы ни было конфликтов. Речь идет о многих устных сделках, которые исполняются при самом их совершении или с помощью так называемых конклюдентных дейст­вий. Молчание также может свидетельствовать о совершении сделки, но в случаях, предусмотренных законом. Так, молчание арендодателя после исте­чения срока договора в силу п. 2, ст. 621 ГК РФ признается выражением его воли возобновить договор на тех же условиях на неопределенный срок.

Конклюдентные действия (от лат. conclude - заключаю, делаю вывод) - действия лица, выражающие его волю установить правоотношение, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении. В условиях развитого экономического оборота и распространения автоматических средств конклюдентные действия облегчают приобретение товаров и услуг. К последним отно­сятся: использование автоматов для приобретения билетов в пригородном со­общении; оплата за проезд на транспорте; покупка через автоматические ап­параты газет, знаков почтовой оплаты; сдача багажа на хранение в особых механизированных ящиках и другие.

Конклюдентные действия как юридический факт, порождающий внеконфликтные гражданские правоотношения, получает все большее распростра­нение. Сделки, совершаемые путем конклюдентных действий, зачастую ис­полняются одновременно с актом их осуществления. Вместе с устными сдел­ками конклюдентные действия образуют довольно значительное правовое поле, свободное от юридического противостояния людей. Тут нам могут воз­разить и сказать - здесь и не должно быть никакого противоборства, так как наличествует связь между человеком и техническим устройством, а не между двумя контрсубъектами.

Нам же представляется, что и в данном случае имеет место взаимодействие двух контрсубъектов (продавца и покупателя), между которыми наблюда­ется особая «дистанционная» связь, осуществляемая через техническое сред­ство. Отсутствие непосредственного контакта между покупателем и продав­цом, совершение необходимой услуги с помощью автомата не только ускоря­ет процесс обмена ценностями, но делает его более консенсуальным для че­ловека. Прямой контакт контрсубъектов в торговой сделке не всегда сопро­вождается необходимыми психологическими симптомами: знаками уважения, активным выражением благодарности, откровенностью, юмором, предупре­дительностью, деликатностью, доброжелательностью и некоторыми другими, отсутствие которых нередко провоцирует возникновение гражданско-правовых конфликтов. Участие технического средства как посредника торго­вой сделки между продавцом и покупателем в немалой степени устраняет от­меченные идейно-психологические недостатки.