Типы отклонений.
Итак, можно различать два идеальных типа отклонений:
1. индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
2. групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.
В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером . Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.
Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.
Нормы поведения и социального контроля.
Любое общество для самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением. Возможны три основные формы контроля. Изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни. Обособление — ограничение контактов, неполная изоляция, например,колония,психбольница. Реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. Контроль может быть формальным и неформальным. Неформальный контроль - неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы. Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п. Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм и правил, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.
В современном обществе, разумеется, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения, применяется групповой социальный контроль от имени всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению. Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Случайные половые связи нарушают нормы-ожидания и не одобряются общественным мнением (ловелас, донжуан — общественный остракизм, изнасилования — строгое уголовное наказание). Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила — законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот. Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.
Борьба с девиантным поведением ( в частности с наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом среди молодёжи ).
Формирование негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму. Пути реализации этого видятся в следующем:
1. Привлечение внимания общественности через средства массовой информации: введение специальной рубрики в газетах, журналах, радио- и телепрограммах.
2. О наркомании, токсикомании и алкоголизме нужно говорить не только и не столько с позиции оценивания, сколько с позиции конкретных действий по борьбе с ними. Это могут быть адреса медико-реабилитационных пунктов, кабинетов психологической помощи, рассказы людей об опыте освобождения от наркозависимости, сообщение приемов отказа от употребления наркотических веществ (например - 50 способов сказать "нет", когда предлагают попробовать).
3. Широкое распространение в молодежной среде информации (буклеты, рекламные проспекты, аудио-видеоматериалы), пропагандирующие здоровый образ жизни.
4. Проведение в учебных заведениях области практических занятий, тренингов по формированию негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму.
Разработка системы комплексных мер по профилактике наркомании, токсикомании н алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Общеизвестно, что причины злоупотребления наркотическими веществами носят многоплановый характер. Они включают в себя физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов будет учтено в профилактико-реабилитационных программах, тем эффективнее будут результаты. В русло этого направления входят…
В области социального поведения обнаруживается фактическое единообразие, то есть последовательность действий с типически идентично предполагаемым смыслом повторяется отдельными индивидами или (эвентуально одновременно) многими. Такими типами поведения занимается социология в отличие от истории, исследующей каузальное сведение важных, имеющих решающее значение, единичных связей.
Фактически существующую возможность единообразия в установках социального поведения мы будем называть нравами, в том случае, если (и в той мере, в какой) их существование внутри определенного круга людей объясняется просто привычкой. Нравы мы будем называть обычаем, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени. Обычай мы будем определять как «обусловленный интересами-», если (и в той мере, в какой) возможность его эмпирического наличия обусловлена только чисто целерациональной ориентацией поведения отдельных индивидов на одинаковые ожидания.
К нравам относится и «мода». «Мода» будет причисляться к нравам в том случае (обратном тому, что было сказано об обычае), если причиной ориентации становится нечто новое в поведении. 'Мода близка «условности», так как, подобно «условности», она (большей частью) связана с сословными престижными интересами. Подробнее этим вопросом мы здесь заниматься не будем.