2. Истина в повседневной жизни. Проблема критерия истины имеет большую важность даже в повседневной жизни людей, так как является одной из основ системы мировоззрения человека. Отвечая на вопрос о том, что же является критерием истины, человек во многом определяет свое собственное место в мире и свои идеалы и ценности. Для многих понятие «истинность» (как правосудие, справедливость и полнота знаний) тесно связано с понятиями «искренность, спокойствие, благополучие, счастье». Таким образом эта так называемая повседневная истина является высшей социальной и личной ценностью (6).
Разные учёные рассматривали критерий истины по-разному, во многом в зависимости от принадлежности к той или иной научной школе. Я хотела бы
изложить основные идеи некоторых, особо меня заинтересовавших философов.
Сам термин "критерий" происходит от греческого kriterion, что означает
признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация чего-либо, мерило. Критерий истины – это то, что удостоверяет
объективную истинность познания. Однако такое понимание «критерия истины» почти всегда вызывало возражения:
1. Если, как говорил Гераклит, все течет, все меняется и нельзя войти в
одну и ту же реку дважды, то действительно возникает вопрос, что
является мерилом (критерием) нашего знания? Ведь, по этому мнению,
критерий – это что-то незыблемое и постоянное, а значит появляется
противоречие.
2. Еще древние скептики обратили внимание на то, что постановка вопроса о
критерии истины приводит к парадоксу бесконечного регресса. Секст
Эмпирик считал, что для доказательства истинности утверждения
необходимо принять некоторый критерий истины. Однако сам этот
критерий, представляющий собой метод распознания истинных утверждений,
должен быть доказан на основе другого критерия истины и т. д. до
бесконечности (7).
Альтернативная точка зрения предложена сенсуалистами. Так,
идеалистический сенсуализм выдвигает четыре критерия истинности. Первый
из них исходит из яркости или тусклости ощущений. Однако градация того или
другого весьма субъективна и неустойчива. Второй заключается в
одновременности приблизительно одинаковых восприятий у нескольких людей
(так называемая интерсубъективность). Этот критерий тоже несостоятелен, ибо
апелляция к мнению даже большинства не освобождает знание от заблуждений.
Например, очень долгое время считалось, что Земля неподвижна, и что Солнце
вращается вокруг нее. Третий состоит в согласованности ощущений. Но та же
мысль о покое Земли была согласованной, однако, от этого она не стала
истинной. Четвертый критерий дополняет третий: истинной бывает не всякая
согласованность, но только такая, которая проста, обозрима и удобна для
усвоения. Это фактически то положение, которое позже получило название
"принципа экономии мышления". Такая "Экономия" бывает двух видов:
объективно оправданной и чисто субъективной. Краткость и точность теории
имеет определенное значение, если теория к тому же верно отражает
объективную реальность. Такой известный философ, как Беркли, является
сторонником субъективистской "экономии", ибо для него "экономичнее" ощущать сами ощущения, нежели ощущать объективно существующие реальные объекты (8).
Исходя из этого становится ясно, что критерий истины должен быть объективным, то есть не зависящим от разума (сознания) человека.
Вопрос 2.
2.1 Уровни политической культуры.
Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса, и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.(9)
Выделяется 3 основных уровня политической культуры:
1. Мировоззренческий уровень – является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики.
2. Гражданский уровень. На этом уровне формируется “ядро” политической культуры. Данный уровень характеризует отношения людей к власти, как к господствующему центру в обществе. На основе восприятия власти, человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.
3. Политический уровень. На данном уровне окончательно проясняется взаимоотношение человека и политики, определяется роль политики в его жизни, ценностные ориентации материализуется в политическое (либо аполитическое) поведение.
Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры, как отдельной личности, так и общества в целом. (10)
2.2 Типология политической культуры
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба (совместно с Поуэллом), которые выделили три вида политической культуры:
- приходская культура
- зависимая культура
- политическая культура участия
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей.
И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех. (4)
Типология Политических Культур. Известные политологи Г. Алмонд и С. Верба различают три типа политических культур. Первый тип — патриархальный. Для данного типа политической культуры характерно полное отсутствие у населения знаний о политике. В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой единство политико-экономико-религиозной роли, то есть у членов данного общества политические ориентации неотделимы от экономических и религиозных ориентаций. Второй тип — подданнический тип политической культуры, ему свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие в данном обществе ценности при слабом или полном отсутствии участия в политическом процессе. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет эффективно подчиняться ей. Третий тип — партисипаторная (участническая) культура. Для этого типа культуры характерно активное участие индивидов в политической жизни общества, ориентация на участие в принятии политических решений. Этот тип политической культуры называется также рационально-правовым. Г. Алмонд и С. Верба пишут, что в чистом виде ни патриархальный, ни подданнический, ни партисипаторный типы культуры не существует, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов.(11)
Типологию политических культур разработал также американский политолог В. Разенбаум. Он заявляет, что ориентация относительно политической системы есть базовые компоненты политической культуры. В. Разенбаум предлагает следующую типологию:
1. ориентация относительно институтов государственного управления, то есть оценка норм, символов, политических лидеров, а также того, как индивид реагирует на политические решения, принимаемые властями, вера в легитимность власти;
2. ориентация в политической системе:
а) политическая идентификация — принадлежность индивида к политическим образованиям, таким как государство, нация, партия, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно;
б) политическая вера, готовность сотрудничать с различными группами, членство в группах;
в) «правила игры», то есть как индивид относится к высказываемым политическим мнениям, концепциям принятия решений властей, политическим обязательствам для самого себя и других, субъективные предпочтения политических концепций;
3. ориентация в политической деятельности:
а) политическая компетентность, оценка собственных политических знаний, политическая активность, способы участия в жизни общества, частота голосований;
б) политическая действенность, вера в возможность индивида оказывать влияние на политику, способность осуществлять политические изменения через гражданские акции.
Существуют и другие типологии политической культуры: поляризованная (фрагментарная) политическая культура и консенсуальная (единая) политическая культура. Поляризованная политическая культура расколота на политические субкультуры, они отличаются друг от друга непохожими базовыми ценностями, воззрениями, ориентациями и т.п. В.Разенбаум рассматривает фрагментированную политическую культуру, как культуру, в которой отсутствует согласие относительно путей развития общества. Этот тип политической культуры присущ большинству стран мира (страны третьего мира, Латинская Америка). В этих странах достижение консенсуса затруднено, а иногда и невозможно.