Смекни!
smekni.com

Истина. Политическая культура. Социальное взаимодействие (стр. 1 из 4)

Содержание:

Вопрос №1. Истина - непосредственная цель познания. Критерии истины.

1.1 Что есть истина?...............................................................стр.1-2

1.2 Виды и формы истины………………………………….стр.2-3

1.3 Теоретическое осмысление истины…………………...стр.3-4

1.4 Критерии истины……………………………………….стр.5-7

Вопрос №2. Уровни и типология политической культуры. Описание политической культуры и демократии.

2.1 Уровни политической культуры………………………стр.7-8

2.2 Типология политической культуры…………………..стр. 8-11

2.3 Описание политической культуры……………………стр.11-12

2.4 Демократия……………………………………………..стр.12-13

Вопрос №3. Социальное взаимодействие.

3.1 Понятие и механизм взаимодействия…………………стр.13-15

3.2 Типология взаимодействий……………………………стр.15-17

3.3 Формы взаимодействия………………………………..стр.17-18

Список литературы…………………………………………..стр.19

Вопрос 1.

1.1 Что есть истина?

Данный вопрос - один из центральных в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались многие известные люди, такие как Платон и Аристотель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдеггер и другие. Философа отвечали по-разному на этот вопрос. Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, классической концепции истины - истина есть соответствие мыслей действительность(1). Есть еще очень много высказываний по поводу истины, к примеру, ещё Платону принадлежит следующая характеристика понятия истины “... тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет...”. Аналогичным образом характеризует понятие истины и Аристотель в своей работе “Метафизика”: “... говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить о том, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное” (2).

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно - художественной и др.).Каковы основные свойства, признаки истины ? Первый и исходный из них - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.(3)

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются. В содержание этого тезиса входит идея, которая была востребована в сравнительно позднее время при достижении понимания мира как динамичного целого, изменяющейся материальной системы.(4)

1.2 Виды и формы истины.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д. - это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин.

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философией.

Необходимая истина — знание, достигнутое в результате совокупности связанных внутренней последовательностью действий.

Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.

Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью.

Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого свойства требует внесения дополнительной (зачастую случайной) информации об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

А также истины обусловленные видами познавательной деятельности:

- научная;

- обыденная;

- нравственная.

Существуют и разные формы истины:

- экзистенциальная (понимание духовного мира);

- предметная (знание о материальных системах);

- концептуальная.(5)

1.3 Теоретическое осмысление истины

Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

1. Теории истины (концепции истины), дающие определение истине:

1.1 Классическая линия понимания истины:

1.1.1 Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности:

1.1.2 Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

1.1.3 Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

1.1.4 Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

1.1.5 Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский)

1.2 Неклассические концепции:

1.2.1 Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун)

1.2.2 Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

1.2.3 Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс)

2. Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:

2.1 Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)

2.2 Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон) (4)

1.4 Критерии истины

Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения, и если можно, то каким именно образом, всегда интересовал познающую мысль. Это и есть вопрос о критериях истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на этот счет: “…критерии истинных знаний является их ясность и отчетливость…” Фейербах такой критерий искал в чувственных данных (“там, где начинается чувственность, кончается всякий спор”). (2)

В качестве критерии истины выдвигались общезначимость (то, что признается людьми); то, что является выгодным полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греческого pragma - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от латинского conventionдоговор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т.д.

Только после установления критерия истины обретают смысл многие категории, с которыми человеку приходится так или иначе взаимодействовать. Среди них я выделила две, показавшиеся мне наиболее важными:

1. Научная истина. Научная истина - это знание, которое отвечает двойному

требованию: во-первых, оно соответствует действительности; во-вторых, оно удовлетворяет ряду критериев научности. К этим критериям

относится: логическая стройность; эмпирическая проверяемость, в том числе проверка временем; возможность предсказывать на основе этих знаний новые факты; непротиворечивость тем знаниям, чья истинность уже достоверно установлена и прочее. Эти критерии, разумеется, не следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Они являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться. Такое понимание истины вообще необыкновенно важно для развития науки так как, если данные, полученные с помощью конкретной науки, соответствуют всем вышеперечисленным критериям, можно сделать вывод о полезности таких данных. То есть появляется стимул для дальнейшего развития науки.