Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также
ряд объективных факторов:
1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом
после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в
качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода
катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного
развития.
2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,
проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший
невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.
Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время
сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность
заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей
развития, неприемлемость их механического копирования.
3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока
характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие
большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;
слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;
невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;
сильное имущественное расслоение в обществе.
Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо
подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в
регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского
Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей
социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,
Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в
мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний
предстает прежде всего в его самой воинствующей форме — в форме радикального
ваххабизма, требующим с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к
халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,
эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к
либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,
стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.
Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии
в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают
господствующую идеологию, политическую практику существующего светского
режима и государственное устройство как не соответствующее нормам
мусульманской религии.
Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление
в обществе основ исламского теократического государства, введение в
общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в
качестве единого государственного образования всех мусульман.
Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не
остановится в фиксированных границах географического проживания определенной
общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении
всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного
образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс
"растекания" исламской радикальной идеологии и практики на другие
"мусульманские" территории, как в рамках России, так СНГ и других государств
мира.
В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать
рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и
низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных
групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной
Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях
экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический
экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в
обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных
слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых
черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления
экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических
перемен, модернизаций.
Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический
терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто
(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,
освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в
последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с
неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных
рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство
(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,
навязанными ему (или им) экстремистами.
По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не
исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который
убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо
ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой
убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их
превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность
распространять эту культуру по всему миру».
1. «Страх терроризма» http://psyfactor.by.ru/terror.htm 10.12.02 (По
материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)
2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные
отношения. – 2002. – №3.
3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные
науки и современность. – 2002. - №4.
4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и
международные отношения. – 2002. – №3.
5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в
обществе//Власть. – 1999. - №10.
6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//
Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.