Смекни!
smekni.com

Бабушки и дедушки, их виды, функции и роль в проявлении жизненных целей личности (стр. 4 из 5)

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек, конечно, в каждой семье бывают разными, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание), от периода жизни семьи (самым серьезным является период начального приспособления), от того, чьи это родители (матери или отца), от социальной зрелости семьи и от многий других обстоятельств. Для молодых и старых сегодня, идеальной представляется модель "близкие отношения на известном расстоянии": молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старых родителей, в свою очередь, молодые помогают старикам пережить болезни и одиночество.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда - приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Люди старшего поколения, которые носят гордые звания бабушек и дедушек, всегда стараются активно принимать участие в воспитательном процессе обожаемого внука или внучки. Именно бабушки и дедушки с удовольствием балуют детей, потакают их капризам или же, наоборот, считают, что дитя нужно держать в «ежовых рукавицах».

Есть несколько, так сказать, видов бабушек[6]. «Обычные» бабушки в основном заботятся о том, чтобы ребенок вовремя поел, погулял, покупался. Они не склонны вмешиваться в воспитательный процесс. Такие бабушки могут баловать внука сладостями, игрушками.

Бабушки «активные» практически полностью погружаются в воспитание малыша. Они гуляют с ребенком, помогают ему делать уроки, посещают с ребенком выставки или театры. Такие бабушки очень хорошо чувствуют, когда внуку нужна поддержка и оказывают ее.

«Отстраненные» и чисто «символические» бабушки практически не участвуют в воспитании ребенка. Такие бабушки встречаются со своими внуками несколько раз в год.

К какой бы из этих категорий не относилась бабушка Вашего ребенка, всегда лучше заранее договориться с ней о методах воспитания Вашего малыша во избежание конфликтных ситуаций.

2.2 Роль бабушек и дедушек в проявлениях жизненных целей личности

Очень много написано о той роли, которую играют отец и мать - особенно мать - в воспитании ребенка. Именно они - центральные фигуры "родительской педагогики". Гораздо более скромная роль отводится бабушке. Между тем если иметь в виду реальную расстановку сил в современной семье, то игнорирование бабушки или какое-либо умаление ее значения по меньшей мере неразумно. Ныне это фигура первого плана. Выдвижение бабушки на авансцену семейной педагогики имеет свои социально-экономические предпосылки.

Не следует забывать, что во многих регионах страны на смену многодетной семье, где многие воспитательные функции и участие в организации семейного быта были возложены на самих детей, мера вклада которых определялась порядком рождения, пришла семья с одним или двумя детьми. Семья, где отец и мать работают и будут работать на протяжении всего детства и отрочества их ребенка, а следовательно, времени на осуществление важнейших воспитательных задач, которые общество возлагает на семью, будет неизбежно не хватать. И тогда надежды молодой семьи, если не говорить о системе общественного воспитания, группах продленного дня, внешкольных учреждениях, значение которых трудно переоценить, фокусируются на бабушке, в ней видят якорь спасения. Бабушка как раз в это время может выйти на пенсию, ее к этому побуждают, от нее этого ждут, наконец, просят и требуют: "Пусть такой вид помощи молодой семье - "приходящая бабушка", пусть приедет к нам из деревни (если она там живет), пусть вернется в деревню (если она проживает в городе), пусть уедет от сестры (она уже вынянчила племянника), пусть дед... временно поживет один!"

Молодая семья готова на всё - только пусть будет бабушка! Ее можно понять: в самом деле, не давать же объявление: "Требуется бабушка к ребенку двух лет...", а бабушка требуется. Но появление бабушки в семье нельзя уподобить приобретению многоцелевого кухонного агрегата. Ее появление (я чуть не написал - воцарение) трансформирует всю систему семейных отношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Согласно теории основателя детской психологии в России Л.С. Выготского, именно взрослый придает смысл действиям ребенка. Соответственно, чем больше взрослых (близких взрослых) – тем больше смыслов: общаясь с родителями и прародителями, ребенок воспринимает разные взгляды, разные точки зрения на одни и те же поступки и явления. Причем это точки зрения разных поколений, которые могут радикально отличаться друг от друга. Множество мнений порождает особое пространство – зону вариативного развития, позволяющую ребенку активно включаться в процесс собственной жизнедеятельности. Это в дальнейшем поможет ему вставать на позицию другого, учитывать чужую точку зрения, считаться с мнением других. Это означает, что благодаря такой многопозиционности, представления ребенка будут богаче и шире. Погружаясь в такую полисмысловую, разнопозиционную, социальную ситуацию развития, которую создает многопоколенная семья, ребенок получает более объемное, глубокое представление о многих явлениях окружающего мира. Кроме того, общаясь поочередно с родителями и прародителями, он имеет возможность проследить генезис этих представлений («в наше время было так, сейчас – иначе»).

Учеными установлены определенные особенности в психическом развитии детей из многопоколенных семей[7]. Общий эмоциональный фон у этих детей является более благоприятным, по сравнению с детьми из нуклеарных (мама-папа-ребенок) семей. Для них характерен более положительный эмоциональный настрой, открытость окружающему миру. Дети, проживающие с бабушками, более непосредственны в общении, лучше сформирован образ собственного Я. Это выражается, во-первых, в более полном знании собственных предпочтений и интересов (они лучше знают, чего хотят, и адекватно добиваются своего). Во-вторых, у детей из многопоколенных семей лучше сформированы представления о статусе своей семьи, роде занятий родителей, о самих себе, своем месте в обществе и среди друзей (социальное Я). Наконец, дети с бабушками более интеллектуально состоятельны в школе, особенно в младших классах. Психологическое исследование развития интеллекта у маленьких детей, проведенное в 80-х годах, показало, что моторный интеллект младенцев, проживающих в многопоколенной семье, то есть имеющих наиболее тесный контакт с бабушками и дедушками, выше, чем у младенцев, проживающих в нуклеарной семье. Это явление получило название «эффект бабушки».

Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений. У него возникает более глубокая пространственно-временная перспектива, в результате чего его картина мира будет отличаться от картины мира ребенка, не знающего историю развития семьи и своего места в ней. Прародители (в основном бабушки) имеют большую возможность познакомить внуков с устным народным творчеством, чем родители. Все жанры фольклора, игровые сюжеты, а также стихи, пословицы и поговорки, колыбельные песенки и сказки – все это ребенок слышит в большей части от бабушек, хотя фольклор называется «материнским», и, переработанный тысячами поколений, он является золотым фондом народной педагогики. Колыбельные песни, например, помогают ребенку зафиксировать собственное место его в этом мире и таким образом успешнее структурировать пространство окружающей среды, а народные сказки не только помогают различению добра и зла, но и фиксируют модели «доброго молодца и красной девицы» и, в конечном счете, формируют идеальный образ будущей семьи.

Прародители способствуют передаче традиций, культурных норм и ценностей, этических принципов, то есть всего того, чего не хватает в современном обществе. Для детей из многопоколенных семей характерно более глубокое (по сравнению с детьми из нуклеарных семей) понимание таких представлений, как дружба, счастье, хорошее и плохое.

Во взаимодействии с прародителями дети опробуют новые модели межличностных отношений (такие как проблемы дистанции, границ, правил и норм поведения, степени контроля). Вероятно, что такие формы взаимодействия между прародителями и внуками обусловлены более высокой степенью принятия и низким контролем. Прародители предоставляют более безопасное пространство для осуществления этих проб. Жизненная стабильность особенно важна для маленьких детей. Им необходим четкий распорядок дня, в котором присутствуют знакомые, привычные для них действия, то есть необходима повторяемость происходящего. На ее основе формируется чувство безопасности, которое знаменитый американский психолог Э.Эриксон определил как «базовое доверие» к миру.