Но может быть и другой исход. Например, человек является носителем уникальных способностей, благодаря которым конкретная группа получает своё развитие (например, доходы фирмы благодаря способностям работника остаются на высоком уровне, а его увольнение приведёт к снижению доходов и распаду группы). В этом случае сама группа будет бояться потерять индивида. И, конечно же, сам индивид не будет испытывать страх остаться вне группы, так как его уникальные способности будут востребованы в любой другой группе (например, фирме-конкуренте).
Но существующие группы держатся на ограниченном числе лидеров (элита), которые используют других членов группы для удовлетворения личных потребностей. Речь идёт именно об использовании, так как другие участники группы понимают свою ограниченность, и страх быть исключёнными из группы заставляет поступать их в соответствии с требованиями этих лидеров. Всё это ведёт к формированию психозов и к постоянному чувству одиночества собственного «Я».
Необходимо развивать личность, которая будет нужна обществу, и тогда отношения внутри группы будут строиться исключительно на сотрудничестве. То есть, страх потери должен быть обоюдным. Человек должен понимать, что без группы он не сможет реализовать свою индивидуальность, а группа должна понимать, что без этого человека с его индивидуальными способностями, она не сможет достичь своей главной цели.
Одиночество для полноценно развитой личности, обладающей определёнными знаниями и умениями, проявляется иначе. В данном случае человек должен осознать, что он действительно одинок. Но это уже другое одиночество. Это одиночество, к которому он шёл всю свою жизнь. Это одиночество очень близко к такому понятию, как индивидуальность. У него нет необходимости сливаться с общей массой, так как он индивидуален, и он может существовать только «над». Такие люди занимают управляющие позиции в обществе и формируют элиту.
Человек, который стремится убежать от одиночества в толпу, порождает в себе новое чувство – чувство покинутости. Толпа не способна вылечить ощущение одиночества, даже если это друзья, семья или толпа ликующей на концерте молодёжи. Дело в том, что отношения в обществе всегда построены на противоречиях между индивидами (даже если это муж и жена). Находясь в постоянном конфликте (скрытом или открытом) индивиды образуют общество, которое движется в определённом направлении, то есть, постоянно меняется. Поэтому толпа и личность – это разные категории, и если человек начинает искать в ней «лекарство» от одиночества – он получает разочарование, так как такого лекарства нет.
Особенно процесс поиска опасен в подростковом возрасте, когда неправильное психологическое воспитание, непонимание проблемы, приводит подростка к отчаянию и к отрицанию общепринятых норм поведения.[8]
Одиночество – это не индивидуальное явление, не особенность индивидуальной биографии, а объективный всеобщий факт живого бытия – независимо от того, осознается он индивидом или нет. В отличие от покинутости, одиночество – не личная проблема. Одиночество и покинутость – вещи не только разные, но и враждующие между собой. Чувство покинутости – это что-то вроде болезни, мешающей осознанию одиночества. [9]
Таким образом, проблема одиночества – это, прежде всего проблема не правильного психологического и социального воспитания. В настоящее время существующие школьные программы делают «ставку» на более точные и необходимые (по мнению некоторых) науки. И даже если в школе существует курс социологии или психологии, то его преподавание представляется для детей чем-то скучным и не нужным. То есть, школьная программа психологического и социального воспитания детей не предназначена для их восприятия.
Формальный подход к проблеме приводит к тому, что подростки остаются один на один с проблемой одиночества и не могут понять и осознать эту проблему. Всё это в результате сказывается на их дальнейшем развитии и на отношениях с окружающим обществом. Подростки начинают искать ответы на интересующие их вопросы, но эти ответы они ищут не в школьных учебниках. И получается, что психологическое и социальное воспитание каждый подросток получает самостоятельно.
Но где гарантия, что источником познания для подростка будет общепринятая, а не какая-нибудь экстремистская литература? А гарантии нет никакой, даже наоборот, есть множество примеров развития в современной России различных экстремистки настроенных молодёжных группировок с фашистской или иной ориентацией, а также сект сатанистов и других сект агрессивной направленности.
Итак, человек совершенно одинок, и это необходимо понимать. Как только человек начинает осознавать это, он становится одиноким. И чем выше развито сознание и мышление человека, тем глубже осознание одиночества. Поэтому не надо убегать от этого факта. Весь процесс эволюции стремится к одиночеству, то есть, к развитию индивидуальностей, которые должны находиться в постоянном сотрудничестве, а не в подчинении. Только сотрудничество позволит исключить противоречия между истинным «Я» и пониманием этого «Я» окружающими.
В заключении отметим, что проблема одиночества действительно является социальной проблемой, которую должно решать всё общество, а не каждый индивид в отдельности. А решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности, в частности, воспитании правильного понимания сущности одиночества. Осознавая проблему, человек не будет искать не правильные пути её решения. [10]
ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
2.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.
В литературе имеются и другие формулировки этого понятия. Но главное в том, что социальная работа как одна из разновидностей деятельности направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп. Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития.[11]
Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.
Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
Основными функциями социальной работы являются:
1. Социальная помощь;
2. Социальная коррекция;
3. Социальная терапия;
4. Социальная реабилитация.[12]
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связана она, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус.
Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.
Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств деятельности социального объекта, на формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений с окружающим миром. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.
Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса является приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.