СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В РФ……………….......6 |
1.1. Природа одиночества...............................................................................................6 |
1.2. Генезис одиночества..............................................................................................10 |
ГЛАВА 2. ОДИНОЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА………....18 2.1 Социальная работа как институт общественных отношений. Основные функции социальной работы…………………………………………………………….....182.2 Пути преодоления одиночества………………………………………………….24ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................29СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................32ГЛОССАРИЙ |
ВВЕДЕНИЕАктуальность:человечество на протяжении всего существования сопровождает множество социальных проблем. Одной из социальных проблем и является проблема одиночества. Каждый из нас, так или иначе, ощущал на себе влияние этой проблемы, но не все задаются целью понять эту проблему. В настоящее время интерес к проблеме одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие. Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии.[1]Степень научной разработанности: проблема одиночества стоит в одном ряду с такими человеческими проблемами, как смысл существования и цель бытия.Этой проблемой занимались такие ученые как: А. Камю, Д. Рисмен, К. Роджерс, Г.Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман, В. Франкл.[2]Объект исследования – одиночество как социальное явление.Предмет исследования – методы социальной работы, направленные на коррекцию проблемы одиночества.Цель исследования – на основе анализа методов социальной работы, направленных на коррекцию проблемы одиночества, дать рекомендации, оптимизирующие социальную работу с клиентами, склонными к одиночеству.Задачи исследования:1) охарактеризовать понятие «одиночество», как оно представлено в имеющихся библиографических источниках;2) рассмотреть генезис одиночества, как неотъемлемую часть жизни человека, стремящегося к самосовершенствованию.3) рассмотреть социальную работу как институт общественных отношений, исследование основных функций социальной работы;4) систематизировать пути преодоления одиночества. 5) разработать рекомендации для коррекции проблемы одиночества.Гипотеза исследования – решение проблемы заключается в правильном психологическом и социальном воспитании личности.Метод исследования – сбор и анализ информации. Источниками информации послужили различные библиографические носители данных.Положения, выносимые на защиту:- сущность одиночества- причины формирования одиночества- применениефункций социальной работы для корректировки проблемы одиночества- решение проблемы одиночества с помощью методов социальной работы ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА В РФ 1.1. Природа одиночества Каждый человек на себе ощущал действие одиночества, но редко кто задумывался над тем, что заставляет его так переживать и беспокоиться при этом. Так что же такое одиночество, и какова его особенность?Анализ имеющихся источников показал, что единого ответа на этот вопрос не существует. Очевидно, что само слово «одиночество» подразумевает «остаться наедине с самим собой». Наедине – это не значит, что буквально, одному. Чувство одиночества нередко приходит и к тем, кто постоянно находится в обществе в окружении других.Одиночество рассматривается в литературе с разных аспектов, среди которых можно выделить:1.Религиозный аспект;2.Философский аспект;3.Социально-психологический аспект;4.Психоаналитический аспект, и т.д.[3]Но необходимо отметить, что даже внутри каждого аспекта имеется множество направлений, которые по-своему рассматривают данную проблему.Наиболее просто проблема одиночества решается в религии. Здесь предлагается принять Бога, а Бог бессмертен, он всегда с Вами и всегда любит Вас, значит, Вы не можете быть одиноки.Философский аспект затрагивает практически все стороны данного вопроса, но однозначного ответа на поставленный вопрос не даёт. Философия предлагает что-то вроде самовнушения, принятия определённой мировоззренческой позиции, которая по-своему помогает решать проблему одиночества.Наибольший интерес для обсуждения представляют социально-психологический и психоаналитический аспекты, которые исходят из состояния психики конкретного человека и его отношения с обществом.Сторонники социально-психологического подхода (Рисмен, Слейтер) возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Они выделяют несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе:1.Ослабление связей в первичной группе;2.Увеличение семейной и социальной мобильности;3.Другие аналогичные факторы.[4]Одной из главных причин одиночества, по их мнению, является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от других людей. Эта личность будет постоянно испытывать потребность проявления внимания к себе со стороны других, причем эта потребность в современном обществе никогда не может быть удовлетворена и человек становится «одиноким в толпе».Психоаналитический аспект ставит во главу проблемы исключительно личностные переживания индивида, его психологическое воспитание, уходящее корнями в детство.Об этиологии одиночества писал Г. Салливан. Рассматривая потребность в человеческой близости, он считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество.[5]Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.Существуют так называемые «промежуточные» представления об одиночестве, которые сочетают в себе несколько перечисленных выше аспектов данной проблемы. Так, например, человеко-центрированный подход (К. Роджерс), который сочетает в себе психоаналитический и социально-психологические подходы. К. Роджерс считает, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его – феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа, то получиться следующая картина:1. Первоначально общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с установленными нормами поведения в рамках определённой социальной роли. При этом истинное «Я» конкретного человека может не соответствовать той роли, которую ему выбрало общество. 2. Из-за несоответствия истинного «Я» и проявления этого «Я» в отношениях с другими людьми возникают противоречия, которые приводят к потере смысла существования.3. Человек, чтобы решить эту проблему, устраняет барьеры на пути к собственному «Я», то есть, он сливается с обществом, но при этом у него возникает страх быть отвергнутым. Он считает, что его собственное «Я» может быть не принято окружающими, что заставляет его придерживаться социальной роли, быть как все, что в свою очередь, ведёт к опустошённости и к чувству одиночества. Конечно, можно подумать, что в данном случае человек принимается обществом, и он не может быть одиноким, но на самом деле, общество принимает не самого человека, а его «маску», «социальную тень», а сам человек, его внутреннее «Я» погружается в одиночество.Точек зрения на проблему одиночества множество. Одни считают, что одиночество – это неотъемлемая часть человека. Другие считают, что одиночество – это зло и с ним надо бороться. Кроме того, очевиден тот факт, что проблема одиночества неразрывно связана с чувством страха, а именно, страхом остаться наедине с самим собой. Но возникает вопрос: «На самом ли деле одиночество является злом? Стоит ли вообще бороться с одиночеством или, быть может, проблема может быть решена другим образом?»Итак, однозначного определения, что такое одиночество, нет. Оно может рассматриваться в двух основных смыслах: фактическое одиночество, то есть, отсутствие вокруг людей; психологическое одиночество (одиночество в толпе), то есть, внутреннее переживание индивида.[6]1.2. Генезис одиночестваПопробуем представить развитие человека с момента его рождения, и каким образом при этом проявляется проблема одиночества. |
Новорождённый младенец требует постоянного внимания и присмотра. Сам он не сможет себя ни накормить, ни содержать в чистоте, что неизбежно приведёт к его смерти. То есть, для новорождённого проблема одиночества (фактического) – это вопрос жизни и смерти.