Смекни!
smekni.com

Интегральная социология П.А. Сорокина (стр. 2 из 4)

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения - потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества - краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах: любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей; каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества; каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Главный смысл реформ, по Сорокину, - они должны исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо: 1) чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; 2) чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; 3)чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп.

2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П.А. Сорокина

Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: идеационная (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации[1]. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга:идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: 1) тем или иным пониманием реальности; 2) природой потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения.

Каждой суперсистеме свойственны свои детерминирующие культурные качества. В культуре Запада средних веков, которую он называет идеациональной (умозрительной), главной ценностью был Бог, ориентация на трансцендентное (сверхчувственное, потустороннее). Появление новых ценностей – чувственности, видимости, слышимости, осязаемости объективной реальности – привело в конце XII в. к распаду этой системы. В соединении с ценностями первого типа они дали новый тип культуры – идеалистический. Он просуществовал до XIV столетия и был переходным. Третий тип культуры – чувственный. Он базируется на эмпирических ценностях, на признании смысла объективной действительности, преобладающими являются ценности материального мира. Существует ещё один, смешанный тип культуры. Интегрируясь, он соединяет в себе характеристики всех предыдущих, которые сосуществуют в определённые периоды истории. Этот тип культуры связан с эпохой упадка.

Культурную динамику П. Сорокин видит в циклической смене социокультурных типов. Современную ему культуру он относит к «чувственному» типу, но констатирует её кризисное состояние, обусловленное переходом от одного типа к другому. Им предлагается нравственно – религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «умозрительной» культуре и разрабатывается целая программа преобразования системы ценностей, значений, норм.

Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

Учение о социокультурном строе и его движущих мотивах и факторах, о цикличной смене типов социокультурного строя является стержнем учения интегрализма, основы которого разработаны Питиримом Сорокиным и которые, по нашему мнению, станет одной из главных фундаментальных черт постиндустриальной парадигмы общественных наук, придя на смену либерализму и марксизму как двум разновидностям индустриальной парадигмы обществоведения [6].

3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «»моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникли и укрепились в катастрофические для кого-либо общественные эпохи.

Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?