С 90-х годов в молодежной субкультуре намечается сдвиг – формируется новая форма молодежной субкультуры, которая стала называться «поколением рейверов». Отличительной их чертой являлась «культура ночного времени и многочасовых танцев в клубах под музыку техно». Однако феномен поколения рейверов не нашел пока должного осмысления ни в культурологии, ни в социологии. И можно предположить, что речь здесь идет не о какой-то новой культурной парадигме, определяющей жизнь целого поколения, а лишь об одном из многочисленных видов молодежной субкультуры.
Проблема смены поколений, обладающих своей автономной культурной и социальной составляющей, стала особенно актуальной именно в связи с формированием информационного типа общества. Ни экзистенциальные, ни социальные последствия становления данного типа общества до сих пор не оценены, потому что мы находимся в самом начале этого исторического этапа. Но уже многие ученые и философы говорят о том, что для информационного типа общества могут быть характерны такие негативные явления, как ослабление социальных связей вследствие развития новых коммуникативных технологий; нарушение личностной идентичности в условиях глобального информационного пространства; наконец, под сомнение ставится существование самого человека как биологического вида из-за этической неполноценности научно-технического прогресса. Известный писатель и философ С. Лем озвучивал эти опасения ещё в 60-е года в своей нашумевшей работе «Сумма технологий», ставшей классикой футурологии, а в сборнике эссе «Молох», когда становится очевидным, что многие из его прогнозов сбываются, он опять обращается к проблеме кибернетики и информационных технологий.
Очевидно, что изменения общественного устройства не могут не повлиять на формирование самосознания молодого поколения, которое живет и будет жить в этом типе общества. Не пытаясь сейчас дать оценку изменениям, происходящим в молодежной субкультуре (это невозможно из-за недостаточного на это время количества данных), можно пытаться лишь уловить те тенденции, которые прослеживаются на данном этапе. Начало формирования новой молодежной субкультуры информационного типа можно отнести к появлению такой субкультурной формы как киберпанк (производное от сочетания слов кибернетика – наука о связи, управлении и переработке информации и панк - антиобщественный бунтарь, хулиган). Для этой субкультуры характерен взгляд на мир, сочетающий увлечение техникой и презрение к традиционным методам её использования. Киберпанки представляют информационные технологии как важное связующее звено между искусством и наукой, литературой и промышленностью.
Киберпанк как субкультурная форма не стала доминирующей, однако можно уже проследить ряд общих тенденций, которые наметились в культуре молодежи современности. Современное поколение, в некоторой степени наследуя модели поведения иксеров и рейверов, всё более, однако меняется внутренне, то есть личностно. В этой связи можно говорить о том, что у современной молодежи формируется новый тип сознания. Прежде всего это выражается в том, что в системе личностной идентичности всё больше превалирует «виртуальное Я», которое иногда достаточно сильно отличается от «реального Я». Подтверждением этого является и иной способ коммуникации (Интернет-коммуникация), и иной способ самоописания личности (вместо имени – ник, который может отражать скрытые, подсознательные фобии или потребности личности). Таким образом, всё большее число молодежи оказывается подверженным кризису идентичности, суть которого, по мнению В. Хёсли, в «презрении к своей самости», в стремлении к её разрушению. Другим важным моментом, сопровождающим кризис личностной идентичности, является деформация коллективной идентичности. Как замечает Хёсли, «целостность сознания может быть достигнута лишь в результате контакта и противоборства с миром», но в сознании большинства современной молодежи, которая уже испытала на себе влияние новых информационных технологий, возникает иное представление о системе социальных институтов, характеризующееся недооценкой значимости этих институтов в адекватном функционировании социума. Кроме того, коммуникативно-информационное пространство современности порождает новый вид социальных кругов и групп, отличающихся тем, что коммуникация и обмен информацией происходят не через личностное общение, что приводит к значительному ослабеванию социальных связей.
Сегодня вопрос о том, что формируется качественно новый тип сознания, волнует большинство исследователей, прежде всего психологов и педагогов, которые уже начинают утверждать, что структурируется иной, радикально отличающийся от известных вид поколения, уже получивший название «поколение индиго». Дать точную характеристику этому феномену пока не может никто - в представлениях о «детях индиго» пока больше вымысла, чем реальных данных. Но сам факт того, что эта тема стала звучать всё чаще, что её обсуждают на научных психолого-педагогических конференциях (а именно психологи и педагоги в первую очередь сталкиваются с новым типом мышления и мировоззрения у детей), что создаются научные лаборатории, изучающее поведенческие реакции и ценностные установки нового поколения, свидетельствует о том, что мы можем говорить о начале своеобразной духовной революции, в корне преобразующей психотип человека. Если отбросить все утверждения о фантастических способностях «детей индиго», то основным является тот факт, что это новое поколение мыслит совершенно иначе, чем другие поколения – они не противопоставляют себя обществу как бумеры, не стремятся спрятаться от общества как иксеры, они - просто другие, отличные от этого общества.
Сегодня социум переживает некую, пользуясь словами известного французского писателя М. Уэльбека, «метафизическую мутацию». И если формы молодежной субкультуры поколения бумеров и иксеров постепенно, в связи с переходом молодежи в другую возрастную категорию, включались в культурную среду традиции, лишь дополняя её, то новое информационное поколение породит совершенно другую культуру, которая действительно будет не субкультурой (то есть подчиненной, неглавной, частичной культурной подсистемой), а контркультурой, в конечном плане радикально пересмотревшей те традиции, ценности и нормы, которые существуют сейчас в обществе. Молодежная культура - пример субкультуры. По причинам, связанным с экономикой и образованием, в современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры.
Вывод
Cуществует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.
До начала 80-х гг. молодежная культура находилась в "подполье" и потому не могла стать предметом исследования со стороны официальной науки. Только с появлением серии публицистических выступлений, взбудораживших общественное мнение криминальным характером молодежных группировок (например, рокеров), исследование этой проблематики стало возможным и даже вызвало настоящий бум, который закончился так же неожиданно и быстро, как и начался.
Проблематика молодежной субкультуры привнесла в рассматриваемую область новые методические подходы направленного, углубленного анализа отдельных ниш в общем потоке изучения поколения как некоего социального целого.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Эмотивность в человеке становится источником спонтанной индивидуализации и способности чувствовать, которые отличаются от индивидуализации в чистом виде степенью осознанности.
Интеграция личности в действии - это задача, которая стоит перед человеком в течение всей его жизни. Эта задача появляется в человеческой жизни после соматико-реагирующей интеграции; эта интеграция уже в сущности закончена, когда только начинается психоэмотивная интеграция. Отношение эмотивности к воздействующей силе человека требует дополнительного анализа, так как до сих пор не все элементы этого отношения были достаточно подчеркнуты.
Список литературы
М.В. Федорова проблемамолодежной субкультуры в современном информационном обществе
П. Шульц. Философская антропология: введение для изучающих психологию
Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков. Социология
http://society.polbu.ru/volkov_sociology/ch27_i.html
http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch36_ii.html
http://www.subcult.ru/
http://economy.polbu.ru/deviatsija.htm
http://philosophy.polbu.ru/otklonjayuscheesja__deviantnoe__povedenie.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Дезинтеграция