Смекни!
smekni.com

Экономическая социология (стр. 3 из 4)

Зарубежные подходы.

Один из обзоров зарубежных подходов к определению и трактовке предмета экономической социологии представлен в указанном выше учебнике Г.Н. Соколовой. Наибольший вклад в развитие этого направления, по мнению автора, внес известный американский социолог Н.Дж. Смелзер, которого считают основоположником науки экономической социологии в ее западном варианте. По его определению, «экономическая социология представляет собой приложение общей системы отсчета социологических переменных и объяснительных моделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихся производства, распределения, обмена и потребления ограниченных материальных ресурсов»[ Смелзер Н. Дж. Социология экономической жизни. М., 1965, с. 69.].

Раскрывая объект изучаемой нами науки, Смелзер пользуется двумя классификациями. Во-первых, он подразделяет общественную жизнь на две сферы – экономическую и неэкономическую (к последней он относит политику, культуру, этнические общности и родство, стратификацию); во-вторых, вводит понятие «социологические переменные», разделяя их на две группы: действующие в сфере экономики и в неэкономических сферах. На этой основе он дает представление о круге объектов, подлежащих экономико-социологическому изучению. По мнению Г.Н. Соколовой, применение социологической «системы отсчета» позволяет Смелзеру изучать с помощью социологических переменных как объективные ролевые функции общностей и групп в экономической и неэкономической сферах, так и субъективную сферу мотивации их поведения в этих сферах. На мой взгляд, ничего особо оригинального в суждениях Н. Смелзера нет. Его высказывание «приложение общей системы отсчета социологических переменных и объяснительных моделей социологии» означает лишь то, что традиционный для общей социологии аппарат переменных, которым всю жизнь пользуются социологи-эмпирики, а также практикуемый здесь методический инструментарий с успехом можно применять к сфере экономики, составными частями которой являются выделенные еще К. Марксом производство, распределение, обмен и потребление. Четырехчленную формулу состава экономики, как и определение ее в качестве инструмента деятельности человека в ситуации ограниченных ресурсов, можно найти в любом учебнике экономики. На сходных позициях стоят последователи Н. Смелзера, американские социологи-экономисты Р. Сведберг и М. Грановеттер, которые видят назначение социологии экономической жизни в том, чтобы объяснить, способы, при помощи которых общество выбирает среди огромного выбора альтернатив те, которые приносят максимальную выгоду, при использовании незначительных производственных ресурсов.

Его подразделение общественной жизни на две сферы – экономическую и неэкономическую – прямо восходит к М. Веберу, а потому оригинальным теоретическим вкладом в экономическую социологию не является. Не менее популярна парадигма «новой экономической социологии» американского социолога Р. Сведберга, в которой он предлагает не ограничивать экономическую социологию микроанализом, а подняться до межстранового и чуть ли не цивилизационного уровня. Методологическая ориентация Р. Сведберга, как и А. Стинчкомба – сравнительные исследования между странами, постановка вопросов, затрагивающих не отдельные социальные группы, а целостные социальные системы, проблемы мировой системы, политики стран и их разных групп, проблемы мировой экологии, развития технологии, организации экономических связей, демографии. Сегодня зарубежные экономсоциологи много внимания уделяют рынку труда с его многообразием трудовых контактов и колебаниями предложения и спроса на рабочую силу, механизмам повышения гибкости в использовании рабочей силы («флексибилизации»), проблемам оплаты труда и безработицы, системам гибкого рабочего времени, характеру спроса на труд и изменениям в самой природе труда, поведению потребителей, адаптации компаний к спросу на товары и сервисные услуги с учетом их качества и количества.

Если проанализировать современные учебники и хрестоматии по экономической социологии, вышедшие за рубежом, то можно прояснить круг проблем и категорий, которые составляют предметную сферу этой дисциплины. Она охватывает не только методологию, теорию и историю вопроса, но также описание экономики как подсистемы социальной системы, вопросы цены и стоимости, благосостояния общества, бизнес и общество, социальную природу труда, социальный взгляд на организацию, отрасли индустрии (сравнительные подходы), контрактную систему как главный экономический институт, труд и занятость, трудовую организацию и профсоюзные роли (включая классификацию профсоюзных ролей), профсоюз и коллективный договор, собственность и контрактные инвестиции, разделение труда, социальный и экономический обмен, институциональную структуру рынка, конкуренцию на рынках труда, виды рынков труда, потребительский рынок, рынок товаров и услуг, институциональную структуру этики, социологические подходы к этике (К. Полани), мотивацию экономической деятельности, институциализацию мотивации, рациональное поведение и вознаграждение, социальный контекст экономических процессов, институциональные изменения в экономике и теории экономического развития, отделение собственности от контроля над производством, влияние экономических изменений на общество, капитализм и социализм, экономическое действие и социальную структуру (М. Грановеттер), рынок, культуру и власть (анализ менталитета и организации), социологию экономических институтов, социологию фирм и индустриальных организаций, групповую динамику, бюрократию, культуру организаций.

Социологический интерес на Западе, и здесь я согласна с Г.Н. Соколовой, касается как властных отношений на рынке труда, так и социально-психологических отношений на рабочем месте: захватывает промышленный конфликт и возможности его разрешения; объясняет развитие «групп давления», профсоюзов и других ассоциаций; исследует различные социальные движения (например, требования десегрегации и поддержки повышения образования и обучения рабочей силы); изучает менеджмент, предпринимательство и корпоративное поведение; анализирует процессы социальных и технологических инноваций и процессы диффузии знания в ходе распространения технологических новшеств; выявляет ценностные ориентации, формирующие рыночное и потребительское поведение; раскрывает основные тенденции мобильности рабочей силы и флексибильности ее использования на рынке труда.

Вывод: Предмет экономической социологии, как показывает анализ литературы, остается открытым полем для научного дискурса и научных изысканий. В этой дисциплине существуют самые разные подходы и парадигмы, и ни одна из них не может претендовать на абсолютную истину. Парадигмы конца XIX и начала XX в. сохраняют свой эвристический потенциал наряду с более поздними, появившимися уже в конце XX и начале XXI в. Пока марксистские подходы к экономической социологии столь же правомерны, как неомарксистские, структурно-функционалистские, постмодернистские и многие другие, которые уже существуют или возникнут в будущем. Предметная открытость экономической социологии, незавершенность категориального ряда, при помощи которого ученые пытаются осмыслить и познать реальность, быть может, гораздо более полезное состояние научной мысли, чем жесткая разлиновка научного поля на понятия, категории, теории, модели. Всегда приходится помнить, что даже самые красивые концепции предметной области не создаются ради самих себя.

Чем более совершенно предметное тело науки, чем больше в нем этажей и перекрытий, тем менее подвижно оно и полезно в реальной работе. Настоящие труженики социологических полей никогда не задумывались о том, как выглядит здание со стороны. Им нужны лишь соседние две-три комнаты, которые они успели изучить назубок. А архитектурой всей постройки занимаются вовсе не они, а особые специалисты, которые, накопив огромный эмпирический опыт, прочитав горы литературы, устремляются в философские выси, откуда они и рассматривают общую картину мира.

ГЛАВА 3. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

3.1. Роль экономической социологии

В настоящее время экономическая социология в большинстве научных работ рассматривается как комплекс проблем, имеющих четко выраженный социально-экономический (социология труда) и системный характер (социология города, социология села), в котором экономическое содержание имеет преобладающее значение.

Социологический анализ экономики как социального института имеет ряд характерных особенностей. По словам Н. Смелзера, социолог рассматривает экономическое поведение как конкретный случай общего социального поведения, изучает экономическое поведение как комплекс ролей и социальных организаций.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.