При составлении типологических схем и классификации религиозности выделяют следующие параметры:
1) силу и содержание религиозной веры;
2) интенсивность религиозного поведения в процессе жизнедеятельности;
3) роль и функции индивида в религиозной организации;
4) значение и роль религиозной мотивации в общей мотивации индивида.
В зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду ценностных ориентаций можно выделить следующие типы религиозных людей:
1) верующие, у которых определяющей жизненной ориентацией выступает религиозная ориентация;
2) верующие, у которых религиозная ориентация является важной, но не определяющей;
3) колеблющиеся между верой и неверием [5, с. 27].
На стыке религиозности и нерелигиозности находятся те, кто обнаруживают повторяющиеся признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами (например, празднующие религиозный праздник с целью общения). Таких людей можно назвать ритуалистами, а соответствующее свойство ритуалистичностью в отличие от религиозности.
Считали себя верующими в 1996 году – 64,2 % россиян по данным ВЦИОМ, 67 % по данным ИСПИ РАН, 73,5 % по данным РНИСПИНИ, в 1997 году по данным ВЦИОМ – 60,8 % россиян. На основе приведенных данных трудно с уверенностью делать вывод о реальном уровне религиозности населения России в конце 1990-х годов. Так как во-первых, заметен большой разброс результатов, полученных разными исследователями, а во-вторых, к категории верующих отнесены те, кто сам заявил о своей религиозности.
На 1 января 1998 года 50-55 миллионов россиян относили себя к православию, 15-18 миллионов россиян – к различным формам протестантизма и католицизма, 10-12 миллионов – к исламу.
На 1 января 1998 года в России зарегистрированы 77 центров и управлений, 8061 община, 38 духовных образовательных учреждений, 329 монастырей и подворий, 141 братство и сестричество, 7 миссий Русской православной Церкви.
Ислам – в России второе по числу последователей религиозное направление после православия. На 1 января 1998 года в России зарегистрированы уставы 51 центра и управления, 2734 обществ, 106 духовных образовательных учреждений. Большинство мусульман России проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья и Сибири.
На 1 января 1998 года в России зарегистрированы уставы 8 центров и управлений, 145 обществ, 1 духовного образовательного учреждения, 2 монастырей, 4 миссий буддизма.
По данным ВЦИОМ пик роста верующих пришелся на 1993-1994 годы, а сейчас практически равен показателю 1991 года.
Весьма своеобразны процессы, происходящие в среде верующих. Так рост числа людей, объявивших себя причастными к православию, не изменил пропорций включенности в церковную жизнь. В 1998 году 55 % назвавших себя православными практически не посещают церковные службы. Ежемесячное Причастие соблюдали не более 4 – 5 % назвавших себя православными, то есть столько же, сколько было в 1991 году, сколько было и в 70-е и в 80-е годы. Всё это позволяет говорить о преувеличении существовавшего провозглашённого религиозного возрождения, а скорее рассматривать его как изменение отношения государства и общества к религии, признание её роли в поддержании нравственных норм по отношению к верующим.
Вместе с тем данные социологических исследований показывают большую долю приверженных к религии среди:
- молодёжи до 20 лет,
- лиц старшего возраста после 60 лет,
- в целом среди женщин,
- безработных [13, с. 27].
Исследователи озадачены высоким уровнем религиозности школьников, выпускников ПТУ, студентов ВУЗов. Среди выпускников школ позитивное отношение к религии возросло почти на треть по сравнению с данными 80-х годов. Особенно высока приверженность к религии у школьников младших возрастов.
Данные последних социологических исследований свидетельствуют:
- уровень верующих среди не успевающих в учёбе значительно превышает таковой среди «отличников»;
- верующие учащиеся пессимистичнее смотрят на своё будущее.
Тем не менее:
- интерес к школьным дисциплинам у верующих учащихся заметно выше, чем у неверующих сверстников;
- верующие учащиеся значительно активнее участвуют в общественных мероприятиях;
- более терпимы к материальным трудностям своих семей.
В Эрлгамском колледже (США) Питер Бенсон с коллегами (1980) выяснил, что религиозные студенты добровольно тратили больше времени на помощь другим в учебе, на участие в общественных работах и на выступления в защиту социальной справедливости, чем студенты, безразлично относящиеся к религии.
Среди 12 % американцев, которых Джордж Гэллап (1984) назвал «высокорелигиозными», 46 % заявило, что они в настоящее время работают в службах помощи бедным, немощным и престарелым, и это гораздо больше, чем 22 % среди людей «высокорелигиозных». Последующие исследования Гэллапа показали (1989), что среди тех, кто считал, что религия «не играет важной роли» в их жизни, 28 % добровольно принимали участие в благотворительных организациях и в системе социального обслуживания населения; среди тех же, кто считал, что религия «играет важную роль» в их жизни, таковых оказалось 50 %. Согласно другому исследованию Гэллапа, 37 % посещающих церковь раз в году и реже и 76 % посещающих ее еженедельно заявили, что «справедливо» задумываются о «своем обязательстве перед бедными» [1, с. 27].
Социологические исследования, проведённые в последние годы российскими учёнными, свидетельствуют, что практически во всех регионах России возросло влияние новых религий – неохристианских и даже языческих. Отмечается появление разнообразных вневероисповедальных мистических групп, ориентированных прежде всего на молодёжь, использующих для её привлечения экзотические приёмы.
Социологические исследования показывают, что рост религиозности в России осуществляется противоречиво и сопровождается усилением напряжённости между конфессиями.
В социологических исследованиях зафиксирована новая тенденция в жизни религиозных объединений – активное включение в различные сферы социальной и культурной жизни общества:
- различные формы благотворительности;
- поддержка экологических движений;
- содействие в перевоспитании заключённых и так далее [17, с. 28].
Большинство опрошенных россиян констатируют, что различия в отношении к религии не рождают споров и не мешают деловым и товарищеским контактам между верующими и неверующими. Преобладает убеждение в том, что религиозное воспитание детей – это дело свободного выбора родителей.
Очевидно, что социологические исследования позволяют получить ценную информацию относительно религиозных процессов. Необходимо умело использовать эту информацию для решения сложнейших социокультурных проблем, возникающих в современной России.
2.2.Религиозное поведение молодежи города Нижнекамска
Для социологического исследования с целью изучения религиозного поведения молодежи города Нижнекамска было проведено анкетирование. На вопросы анкеты ответили 30 человек молодого возраста с 18 до 29 лет. Из них 50 % - мужчины и 50 % - женщины.
По национальному признаку:
- 50 % - татар;
- 45 % - русских;
- 5 % - чуваши, башкиры.
По возрасту:
- 18 – 21 лет – 33 %;
- 22 – 24 лет – 33 %;
- 25 – 29 лет – 33 %.
Отношение к Священному Писанию.
На вопрос есть ли у вас Священное Писание (Библия, Коран), 66,7 % заявили, что имеют Священное Писание; 33,3 % - Священного Писания не имеют. Из числа опрошенных хотели бы иметь Священное Писание – 57,1 %; 42,9 % - в нем не испытывают нужды.
Читали Священное Писание – 42,9 % респондентов; 38,1 % - его не читали, а 19 % - читали немного.
Подлинная вера предполагает обращение к религиозным первоисточникам. Две трети верующих молодых людей все-таки читали первоисточники. многие из числа опрошенных не знакомы с религиозными первоисточниками.
Динамика количества людей считающих себя верующими.
Верующими людьми себя считают – 66,7 %; к неверующим себя отнесли – 9,5 %; затруднились ответить – 23,8 %.
Искренность веры.
Как видим большинство молодежи считают себя верующими и лишь одна десятая часть имеют атеистическое мировоззрение. Вакуум в сознании молодых людей, образовавшийся после краха коммунистической идеологии, в значительной степени заполнился верой во Всевышнего. Другое дело, насколько искренна и осознанна эта вера.
Насколько искренна вера молодежи можно определить по следующим данным:
- 19 % - изучают Священное Писание;
- 42,9 % - стараются жить в соответствии с ним;
- 14,3 % - постоянно посещают религиозное служение;
- 9,5 % - посещают религиозное служение лишь по праздникам;
- 4,7 % - вера никак не отражается в жизни;
- 19,1 % - затруднились ответить.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что у одной четверти опрошенных их вера находит искреннее отражение в жизни (они изучают Священное Писание и стараются жить в соответствии с ним, а также почти все они постоянно посещают религиозное служение). Одна треть респондентов стремятся быть искренне верующими:
- 28,6 % - когда-то читали Священное Писание и стараются жить в соответствии с ним.
Причины по которым молодежь верит или не верит во Всевышнего.
Среди причин по которым молодые люди считают себя верующими или неверующими, респонденты назвали следующие причины:
- для 57,1 % - вера стала результатом семейного воспитания;
- 38,1 % - отнесли себя к определенной религии по национальной принадлежности;
- 4,8 % - среди причин по которым они считают себя верующими или не верующими назвали другие причины (собственный выбор, кто-то верит в своего бога, кто-то не относит себя ни к тем, ни к другим).
Не верят во Всевышнего (38 % из числа опрошенных), по причине:
- 60 % - семейное воспитание;