ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни. Сейчас же мы живем в век духовных привилегий. От начала мира еще не было такой возможности спасения человеческой души, как сейчас. Наша страна еще никогда не была наполнена таким количеством религий, никогда не проводилось такое количество служений в церквах, домах молитвы, мечетях. Религия в той или иной степени связана с духовной жизнью общества в целом: с конечным смыслом бытия (вопросами жизни и смерти) и с регуляцией повседневного поведения, учит любви к ближнему, свободе от рабства вещей, умению властвовать собой и твердо верить в истину. В современном мире религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно – духовного возрождения.
Цель: изучить религиозное поведение городской молодежи.
Задачи : - изучить исторический и современный взгляд на религию и её влияние на жизнь человека;
- рассмотреть какое место имеет религия в жизни общества;
- проанализироватьрелигиозность населения России;
- проанализировать религиозное поведение молодежи города Нижнекамска.
Объект исследования: религиозное поведение населения. молодежь
Предмет исследования: религиозное поведение городской молодёжи.
Теоретическая база: вопрос данной проблемы разрабатывали: Гараджа В.И., Тощенко Ж.Т., Филатова О.Г., Левада Ю.А., Мунгаева Ш.М.
Эмпирическая база: - результаты социологических исследований религиозности населения России;
- данные собственного проведенного иследования.
Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ
1.1. Исторический и современный взгляд на религию
Социология религии, как научная дисциплина свои первые шаги сделала в середине XIX века. Уже О. Контом (1798 - 1857) была четко выражена мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолевается научными знаниями.
Иную точку зрения на религию высказал Г. Спенсер (1820 - 1903), рассматривая ее как один из регулятивов жизни общества в деле поддержания образцов поведения.
Э. Дюркгейм (1858 - 1917) в своей работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) обстоятельно обосновал свой главный тезис – религия как фактор, выполняющий в обществе необходимую для его существования функцию.
К. Маркс (1818 - 1883) рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего функциями в жизни общества: идеологической, ибо оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» [7, с. 27].
Особое место в социологии религии занимает позиция М. Вебера (1864 - 1920), который считал, что главная функция религии – функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он доказывает, что протестантизм способствовал рационализации экономической деятельности и воспитанию аскетизма. Он убедительно показал, что идеология протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской деятельности именно представителей этого религиозного направления, проповедующего аскетизм, воздержание, требовательность к себе и окружающим. В этой связи напрашивается сравнение и со старообрядческой ветвью православия: по данным А.П. Шихарева (1996), 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца XIX - начала XX века.
В дальнейшем социологические концепции изучения религии развивали Б. Малиновский, А.Р. Рэдклиффмен, Т.Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, а в 60-е годы XX века – Р. Белл [10, с. 27].
В советский период религия была вытеснена на периферию общественной жизни, церкви было запрещено вести какую – либо самостоятельную социальную (даже благотворительную) деятельность. Религия все чаще рассматривается как фундамент подлинной морали, как незаменимое средство нравственно – духовного возрождения (Л.Н. Митрохин, 1995).
Вместе с тем исследования 90-х годов во многом повторяют то, что было выявлено в специальных исследованиях 70 – 80-х годов (Р.А. Лопаткин, В.Г. Пивоваров, Г.М. Закович), которые свидетельствовали о серьезной укорененности в общественном сознании идей религиозного видения мира и предупреждали об опасности форсирования атеистических усилий (да еще и с помощью государства) по пропаганде светского мировоззрения и светского образа жизни [8, с. 27].
Религия представляет собой один из наиболее важных социальных институтов, включающих систему социальных норм, ролей, обычаев, верований, стандартов поведения, организационных форм. Религия играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности на протяжении большей части человеческой истории.
Религия представляет собой:
1) активно действующий компонент человеческой жизнедеятельности, необходимо возникающий в процессе становления человека и общества;
2) способ существования преодоления самоотчуждения человека;
3) отражение действительности;
4) общественную подсистему;
5) феномен культуры.
Социологический анализ религии предполагает выявление социальных, гносеологических, психологических основ и предпосылок религии.
Социальные предпосылки делятся на первичные (материальные) и вторичные – области духовной сферы (политика, государство, мораль, искусство, философия, наука).
На базе социальных действуют психологические и гносеологические предпосылки. Гносеологические предпосылки связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности – познание, имеющее объективное содержание, проявляется в субъективной форме. Формирование религиозного сознания связано с особенностями человеческого познания, но также и со спецификой человеческой психики.
В качестве психологических оснований религии могут быть выделены составные элементы человеческой психики – различные эмоции, настроения, переживания [12, с. 27].
В ходе истории складываются и изменяются элементы и структура религии. В первобытном обществе религия как относительно самостоятельное образование ещё не выделялась, в дальнейшем она дифференцировалась, в ней выделялись элементы. Структура современных мировых религий представляет собой систему, состоящую из нескольких компонентов. В рамках социологического анализа принято выделять следующие компоненты:
1) религиозное сознание;
2) религиозную деятельность;
3) религиозные отношения;
4) религиозные организации.
Религиозное сознание представляет собой совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке. В её состав входят:
1) теология – учение о Боге;
2) теологические концепции политики, права, экономики и так далее;
3) религиозная философия.
Религиозная деятельность является практически-духовным освоением мира.
Разновидности религиозной деятельности:
- религиозные пляски;
- религиозные богослужения;
- обряды;
- праздники;
Паломничества и другие.
Субъект религии – религиозная группа или верующий индивид.
Средства религии:
- молитвенный дом;
- религиозное искусство (архитектура, живопись, музыка);
- предметы (свечи, церковная утварь, облачения и так далее).
Результаты религиозной деятельности:
- удовлетворение религиозных потребностей;
- удовлетворение нерелигиозных потребностей (художественных, потребностей в общении и так далее);
- динамика психических состояний верующих (переход к состоянию гармонии, радости, умиротворённости и так далее);
- сплочение религиозной группы.
Религиозная деятельность включает:
- разработку религиозных идей,
- интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений,
- преподавание богословия,
- распространение религиозных представлений,
- организационно- управленческую деятельность [15, с. 28].
В процессе религиозной деятельности складываются религиозные отношения. В качестве символических посредников религиозных отношений могут выступать:
а) предметы неживой и живой природы;
б) индивид или группа лиц;
в) образы Бога, духов, душ, святых и так далее;
г) язык - предложения и отдельные слова.
Упорядочивают религиозную деятельность и отношения религиозные организации.
Религиозная организация представляет собой совокупность религиозных групп. Религиозную группу можно определить как общность, складывающуюся в процессе отправления религиозных обрядов.
Например, Церковь – собрание верующих в Бога.
Секта (от слова «сектор» (исключает какую то часть)). Возникает как оппозиционное течение по отношениям к тем или иным религиозным направлениям.
Деноминация (лат. denominatio- переименование) развивается из других типов объединений или складываться самостоятельно. В настоящее время понимается как течения, сходящиеся во мнениях по основным религиозным вопросам, но расходящиеся во второстепенных [14, с. 28].
Религия выполняет в обществе ряд определенных социальных функций. Учеными, работающими в русле социологии религии, выделяются следующие функции:
- компенсаторная функция – религия восполняет неудовлетворенность людей своим бытием, утешает, снимает стресс;
- мировоззренческая функция – религия объясняет мир, дает ему оценку, придает смысл;
- коммуникативная функция религии проявляется в общении;
- интегрирующая функция религии заключается в поддержке стабильности того или иного общественного фактора;
- регулятивная функция состоит в том, что с помощью ценностей, установок, мнений, традиций, институтов осуществляется влияние, поведение индивидов и групп;