Смекни!
smekni.com

Место самодеятельного художественного творчества в современном обществе (стр. 7 из 10)

Следует также с большой ответственностью подходить к использованию

крупномасштабных и сложных произведений мировой и отечественной классики. При выборе их следует учитывать реальные возможности любительской сцены, ограниченные технические и творческие возможности самодеятельных коллективов. Критический подход к подбору репертуара – одно из важнейших условий правильности решения о включении в работу классического произведения.

Чтобы репертуар всегда нес элемент новизны, оставался действенным в

педагогическим отношении, нужно стараться включать в него новые

произведения, написанные нашими современниками.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни,

танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правили, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений служит местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни, танцы.

Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей вокальных,

вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе происходят в основном оттого, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определенный уровень техники исполнения. Все это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Подбор репертуара художественной самодеятельности требует о

руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как

цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое

структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

4.2.1. Основы подбора репертуара для театрального коллектива.

Одним из первых уроков режиссуры, – первая встреча с пьесой; как

много значит, при каких условиях она проходит, какие чувства возбуждает,

какой след оставляет.

Много на свете хороших пьес с прекрасными идеями, с добрыми мыслями.

Но пока мысль, идея, заложенная в пьесе, не стала твоей личной, не

пропущена через твое сердце, она не зазвучит со сцены, как бы благородна и

возвышенна ни была она сама по себе. Мы стараемся находить среди пьес и

«свои». «Свои» – это такие пьесы, где есть то, что волнует нас в жизни.

Можно сделать важный вывод: дело совсем не в том, чтобы ставить

«полотно» за «полотном». Важно найти что-то свое, смыкающееся с нашим

жизненным опытом, с нашими убеждениями и пристрастиями. Найти свое – будь то классическое произведение или новая пьеса никому еще неизвестного автора. И порой скромная безвестная пьеса может прозвучать у любителей свежо и актуально, а солидное апробированное название – оставить холодным сердца зрителей. «Самое трудное, – говорил Горький, – найти и понять себя в жизни». Найти и понять себя в театре тоже трудно, но необходимо. Но, кроме книг, пьес, статей, музыки, есть еще главное, что все

определяет, с чем сверяется, – жизнь. Театр для того нужен, чтобы мир

спасти свей заботою. Нужно жить в этом мире, вершить дела, воевать за

лучшее, не сдаваться порокам. А театр – помощник в этом.

4.2.2. Основы подбора репертуара для оркестрового коллектива.

Духовая музыка популярна и пользуется любовью народа. Духовой оркестр

– почти обязательный атрибут каждого большого праздника, всенародного

торжества. Многогранные возможности духового оркестра позволяют ему в

отличие от коллективов других музыкальных жанров принимать участие во всех проводимых мероприятиях: духовой оркестр звучит на военных парадах и торжественных вечерах, на концертных эстрадах и в танцевальных залах, в парках, садах, и т.д. Вот почему репертуар в духовом оркестре должен быть разнообразен: должен включать концертную программу из произведений русских и зарубежных классиков, и, наконец, разнообразную танцевальную музыку. Желательно, чтобы в выступлениях оркестра участвовали солисты – вокалисты и инструменталисты, хоровые коллективы.

4.2.3. Основы подбора репертуара для хорового коллектива.

Пение, в особенности хоровое, самый любимый, популярный и массовый

жанр искусства в нашей стране. В то же время оно является самой широкой и

доступной школой музыкального воспитания народа. Традиции хорового пения уходят далеко в глубь истории, бережно сохраняются и развиваются народом.

Хоровые коллективы являются верными хранителями старинных и

созидателями новых песен, отражающих нашу действительность. В близости

народу – основа жизненности этих коллективов, источник их творческой силы.

Только подлинно народное искусство выражает дух, мысли своего народа, его

общественные и эстетические идеалы.

Состав хора, стаж его деятельности, местные особенности, квалификация

руководителя, уровень учебно-воспитательной работы, материальная база – все

это самым непосредственным образом влияет на исполнительскую культуру

коллектива, определяет его творческое лицо.

Формирование репертуара в хоровом коллективе происходит поэтапно, оно

базируется на определенных подготовительных периодах. Репертуар всегда

отражает тот или иной организационный метод работы народного

самодеятельного хора.

По составу начинающий хор исходит на конкретных, реальных местных

условиях: в него могут входить одни женские или одни мужские голоса, хор

может быть смешанным.

Руководителю нужно проявить умение и находчивость, вести работу с

любым составом.

Основой творчества народного хора является народное искусство во всем

его многообразии. Именно народная основа придает неповторимое своеобразие, самобытность творческому лицу каждого коллектива.

«Песня – это крылья человека. Любите песню, сохраняйте ее. В Вашей

будущей жизни, она будет лучшим Вашим другом и союзником»- Оста куллы Флера.

Глава 5. Приобщение производственных коллективов к

художественной самодеятельности.

Человек - существо социальное, поэтому в процессе труда, познания или выработки системы ценностей он вступает во взаимодействие с другими людьми (субъектами), налаживает с ними определенные коммуникации, общается. Художественная самодеятельность существует и в таком социальном организме, в котором особенно ощущается общность интересов всех трудящихся (коллектив в коллективе) – в производственном коллективе..

Производственный коллектив - сложное, многоструктурное и полифункциональное образование. В настоящее время на его существование и развитие оказывают влияние различные факторы и условия: изменение социального уровня развития российского общества и его менталитета, реформирование производственного процесса в целом и его отдельных компонентов, смена материальных и духовных ценностей, духовный кризис.

Поэтому возможности художественной самодеятельности производственного коллектива проявляются в ее широчайших организаторских возможностях по вовлечению и приобщению трудящихся к творчеству, а посредством участия личности в деятельности данных объединений - к культурным ценностям.

Анализ состояния современного производственного коллектива предполагает рассмотрения создания условий для приобщения личности к ценностям культуры и искусства в сфере досуга. Исследование этой проблемы неразрывно связано с ключевыми понятиями «личность» и «коллектив».
М.С. Каган, развивая идеи известных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, утверждает, что активность объекта (творческое объединение), направленная на субъект (личность в творческом объединении), приводит субъекта к его изменениям, преобразованию, трансформации и возвышению его духовных ценностей.

В научной литературе проблемы развития духовного мира личности в производственном коллективе рассматривались как воспитание рабочего нового типа, как осуществление комплексного подхода к идейно-воспитательной работе в трудовом коллективе. Некоторые проблемы освоения и развития художественной культуры рабочими разрабатывались А.Н. Алексеевым, Е.А. Ежовым, B.C. Цукерманом и др.

Отмечу, что художественная самодеятельность трудового коллектива имеет ряд отличительных особенностей. Художественная самодеятельность (бригады, отдела, цеха, предприятия) является не просто досуговой сферой отдыха или частью свободного времени человека. Она, как правило, включается в общий распорядок дня, где репетиция или концерт проводятся во время обеда, пересменки или после трудового дня в комнате отдыха цеха или участка. Поэтому ее возможности направлены на снятие различных негативных явлений производственного процесса, на проявление творческого начала и осуществление системы контактных связей.
Иногда объективные и субъективные факторы жизнедеятельности производственного коллектива складываются так, что он не может посещать творческий коллектив дворца или дома культуры и стремится удовлетворить свои духовные потребности непосредственно на рабочем месте - в трудовом коллективе, вместе с членами своей бригады, участка, с людьми, которых он хорошо знает.
Конечно, сегодня немаловажным является и то, что многие члены производственных коллективов отдают свое свободное время негативному времяпрепровождению: пьянству, наркомании, пассивному досугу - просмотру развлекательных видеофильмов и передач.
Для большинства членов производственных коллективов стремление к материальному благополучию становится главной целью жизни. Однако есть определенный процент людей, которые сохранили достаточно высокий духовный потенциал и желание к самосовершенствованию, активному отдыху, потребность в творчестве.
Если в течение длительного времени главным в самодеятельном художественном творчестве была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас основой самодеятельности является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, стала потребность в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.
В современных условиях перестройки социально-экономических отношений в обществе и приобщения производственных коллективов к художественно-эстетическим ценностям наблюдаются известные противоречия:
- между художественно-эстетическими потребностями трудового коллектива и экономическими интересами предприятия и работодателей;
- между объективными потребностями предприятия в повышении культуры производства и невысокой общей культурой членов производственных коллективов;
- между художественно-эстетическими потребностями производственного коллектива и не разработанностью методики приближения художественной самодеятельности к месту производственной деятельности.
Таким образом, художественная самодеятельность может выступить как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, если управление процессом будет осуществляться с опорой на следующие условия:
- учет художественно-эстетических интересов и потребностей членов производственного коллектива и их возвышение;
- приближение художественной самодеятельности к месту профессиональной деятельности членов коллектива;
- этапный подход к организации стабильной художественной самодеятельности и выдвижению ее неформальных лидеров.
Ведущими принципиальными положениями являются:
- культурологический подход, позволяющий рассматривать художественную самодеятельность как культурное творчество народных масс, как ценность;
- аксиологический подход, рассматривающий культуру как объективную ценность, способную удовлетворить духовные потребности личности и социума;
- управленческо-деятельносный подход, рассматривающий художественную самодеятельность как систему, поддающуюся управлению и обеспечивающую духовное развитие личности и социума.
Предложенная система мер, рекомендации, могут быть использованы в целях дальнейшего улучшения культурно-досуговой деятельности в производственных коллективах, способствующей, в конечном счете, приобщению к культурным ценностям не только участников художественной самодеятельности, но и сотрудников предприятия.
Все действия индивида, связанные с проявлением его активности в любой сфере деятельности, несут оценочный характер. Это относится в равной степени и к материальной, и к духовной сфере жизнедеятельности личности. Оценка любой ситуации, положения, отношений только там и возникает, где индивид оказывается способным смотреть на себя как бы со стороны, глазами других, т.е. в рамках совместно осуществляемой деятельности. Очень часто характер развития материальной и духовной деятельности личности нужно искать в реальной системе общественных отношений, а именно в отношениях между производственной сферой и культурно-духовными ценностями, между социальной ценностью производственного коллектива и
отдельной личностью, между материальными и духовными ценностями.