Негосударственное образовательное учреждение
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (АКАДЕМИЯ ВЭГУ)
Институт современных технологий образования
Инструкция использования шаблона: | ||
Введите свой только необходимый (!) текст в ячейки таблицы над поясни- | ||
тельным текстом, не меняя размер, цвет, центровку шрифта, поля | ||
страницы. Слова - «подсказки» выделенные жирным шрифтом необ- | ||
ходимо также ввести в качестве заголовков. Данный текст | ||
инструкции и слова «подсказки» в шаблоне титульного листа | ||
на печать не выводятся (чтобы убедиться в этом - включите режим | ||
«предварительного просмотра» документа). | ||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||
(название вида работы прописными буквами: | ||
Тема: Место самодеятельного художественного творчества в современном обществе. | ||
(Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта). Вопросы заданий: ПАР, ТАР. Вид практики: ) | ||
Специальность: 071401 (053100) «Социально-культурная деятельность» | ||
(Специальность: код и полное наименование) | ||
Специализация: Экономика и управление в социально-культурной сфере | ||
(Специализация: наименование специализации) | ||
Дисциплина: Теоретические основы социально-культурной деятельности | ||
(Дисциплина: наименование дисциплины, по которой выполнена работа) | ||
Форма аттестации: курсовая работа | ||
(Форма аттестации: экзамен, дифференцированный зачет, зачет) | ||
Выполнил: Панкова Валентина Викторовна 14.10.2008 | ||
Допускается к защите: (только для ВКР) |
| (Выполнил: Ф.И.О. студента (полностью)) (Дата, роспись студента) |
| ||
ПДО: г. Кумертау, 1 курс | ||
| (ПДО: (наименование) Курс обучения: ) | |
Менеджер организационно-тьюторного отдела ИНСТО: (для ВКР)______________________ Фамилия И.О. | ||
| ||
(Рецензент: Ф.И.О. (полностью), ученая степень, уч. звание.) (для ВКР) (Дата и роспись рецензента) | (Руководитель ВКР: Ф.И.О (полностью), ученая степень, уч. звание.Руководитель практики: Ф.И.О. (полностью), ученая степень, уч. зв..) (Дата и роспись руководителя) |
УФА 2008
«Место самодеятельного художественного творчества в современном обществе».
Введение__________________________________________________ 4
Глава 1. Особенности самодеятельного художественного
творчества в современном обществе.
1.1. Состояние, проблемы, перспективы развития современного
самодеятельного художественного творчества._______________________ 6
1.2. Влияние художественной самодеятельности на развитие
современного общества __________________________________________ 8
Глава 2. Условия для развития самодеятельного общества. ____ 16
2.1. Нормативное обеспечение создания условий. ________________________18
2.2 Содержание деятельности в самодеятельных коллективах. _____________19
2.3. Показателями качества работы творческого коллектива. ______________ 20
Глава 3. Функции учреждений культурно-досугового типа. _____24
3.1. Самодеятельное художественное творчество, как эстетический аспект
развития общества______________________________________________ 27
3.2. Самодеятельное художественное творчество, как духовно-нравственный
аспект развития общества._______________________________________ 29
Глава 4. Фольклор – художественная самодеятельность.
4.1. Фольклор и сферы его проявления. ________________________________ 33
4.2. Подбор репертуара для самодеятельных коллективов. Требования и
критерии. _____________________________________________________ 38
4.3. Основы подбора репертуара для театрального коллектива. ____________44
4.2.2. Основы подбора репертуара для оркестрового коллектива. __________ 45
4.2.3. Основы подбора репертуара для хорового коллектива.______________ 45
Глава 5. Приобщение производственных коллективов к
художественной самодеятельности.__________________ 47
Заключение ______________________________________________52
Приложение №1 __________________________________________54
Приложение №2 __________________________________________55
Приложение №3 __________________________________________57
Список литературы _______________________________________63
Введение
О художественной самодеятельности пишут и говорят уже давно, — собственно говоря, интерес к ней поддерживался в той или иной форме на всем протяжении истории. Предметом специального изучения она, правда, никогда особенно не была, постоянно находясь как бы на периферии научного внимания, однако же значение ее как весьма существенной формы современного народного творчества признавалось так или иначе всеми и всегда. И надо сказать, никаких особенных сложностей проблема эта до сих пор не представляла. Считалось как-то само собой разумеющимся, что практическое руководство самодеятельностью относится преимущественно к компетенции домов народного творчества, домов культуры и сельских клубов, а в теоретическом плане вполне достаточно было самых общих заключений вроде того, что самодеятельность — это одна из важнейших форм современного народного творчества, что она дает представление о громадных культурных преобразованиях, происшедших в нашей стране.
Рассматривая вопрос о современной ситуации в развитии художественного самодеятельного творчества, мы не можем не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций.
Следует отметить, что в отечественной практике культурной деятельности значении самодеятельное (любительское) творчество обычно употребляется в словосочетание «художественное творчество», которое и включает в себя создание и (или) исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Таким образом, понятие «местное традиционное народное художественное творчество» является объемным понятием, включающим в себя как указание на традиционные виды культурной деятельности, так и на самодеятельный характер их освоения.
Выбранная мною тема для данной курсовой работы, поэтому и показалась мне наиболее интересной и актуальной, ведь интерес к народным корням культуры – сегодня мировая тенденция, вызванная проблемами глобализации.
Сегодня в обществе растет понимание того, что обеспечение безопасности страны, адекватное и своевременное реагирование на внешние и внутренние вызовы, создание условий для интенсивного экономического развития взаимосвязано с духовным развитием общества, развитием сферы культуры, уровнем ее государственной поддержки. Укрепление нравственных ценностей, сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечение возможности для свободного и равного доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям, развитие материально-технической базы учреждений культуры, внедрение новых технологий и достойная оплата труда работников организаций культуры и искусства, вот те задачи, решение которых должно стать стратегическими направлениями государственной культурной политики на ближайшие годы.
Осознание роли творческого культурного потенциала ставит проблему изучения сущности, специфики, особенности функционирования самодеятельного художественного творчества и его места в современных условиях.
Глава 1. Особенности самодеятельного художественного
творчества в современном обществе.
1.1. Состояние, проблемы, перспективы развития современного самодеятельного художественного творчества.
Как свидетельствует практика многих российских регионов, общество прирастает новыми театрами, государственными и общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.
Но, к сожалению, трансформация политической, экономической и социальной систем России, не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами «транслирования» достояний культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации - радио, телевидение и многое другое. С другой - значительное место в подготовке и передаче «продуктов» культуры по-прежнему занимают самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры, которые переживают нынче тяжелые времена. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и дворцы культуры, еще вчера слывшие флагманами культурно-просветительной работы; они либо отданы в аренду случайным организациям, либо того хуже - проданы с молотка. Многие из них потеряли часть структурных художественных подразделений, возникли новые виды творческих коллективов типа клубов любителей гитары, джаза, авторской песни и т.п. Однако «классические» творческие объединения, среди которых ведущее место принадлежит хоровым и хореографическим коллективам, оркестрам народных инструментов, по-прежнему активно занимаются удовлетворением и развитием художественно-эстетических запросов населения благодаря творческому потенциалу участников этих коллективов.
Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм.. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.