Смекни!
smekni.com

Маргинализация как социальная характеристика современного общества (стр. 2 из 4)

В связи с тем, что социальные перемещения людей и других социальных объектов осуществляются как индивидуально, так и совместно, организованно, различают индивидуальную и коллективную социальную мобильность. Изменения положения индивида в стратификационной системе могут происходить под воздействием трех основных факторов: а) вертикальной и горизонтальной мобильности; б) реорганизации социальной структуры; в) введения новой системы стратификации. Вертикальные и горизонтальные перемещения являются постоянно действующими и характерными в большей степени именно для индивидов. Изменения же структуры общества происходят не так часто, ибо это обычно связано с возникновением новых отраслей в промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Что касается третьего фактора, то это – редкое явление и притом очень сложное.

Коллективная социальная мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения. Массовые перемещения по горизонтали и особенно по вертикали связаны с несколькими причинами: во-первых, с глубокими изменениями в экономической сфере в связи со структурной перестройкой экономики, с изменением организации, стимулов и направленности ее функционирования; во-вторых, с появлением определенных групп как носителей этих преобразований; и, в-третьих, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. Происходит коллективное движение наверх именно тех политических сил, которые смогли уловить изменения в ориентациях и желаниях населения. [3;179]

Одним из дискуссионных вопросов теории социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход одного индивида из данной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьей индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений. Французские социологи П.Берту и Р.Бурдон утверждали, что социальная мобильность означает переход индивидов из одной социальной категории в другую на протяжении его биографической или профессиональной жизни, на основе сравнения его позиции с социальным статусом его родителей. Таким образом, здесь за точку отсчета берется социальное происхождение. Слабость этой позиции состоит в том, что она как бы предполагает неизменное состояние общества. Но общество динамично меняется, и поэтому социальные статусы различных поколений могут быть несопоставимы. Нужны такие критерии, которые позволяли бы учитывать изменение социальной структуры общества.

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

1.3 Социальная мобильность в современном российском обществе

На основе конкретно-социологических исследований в 1987 – 1989 гг. академика Т.И.Заславской и профессора Р.В.Рывкиной и данных статистики было установлено, что советское общество по комплексному критерию, включающему в себя 5 показателей (уровень доходов, власть, образование и др.), структуировано на 6 групп: 1) вертикальные группы власти, различающиеся ее природой (партийная, государственная, хозяйственная власть), а также объемом этой власти (группы высшего, среднего и низшего уровней в соответствующих иерархиях управления); 2) группы, связанные со сферами и отраслями народного хозяйства, а также ведомствами, различающимися мощью, престижем и материальной базой (например, военные ведомства и сфера коммунально-бытового хозяйства); 3) группы хозяйственных руководителей, различающиеся рангом власти (руководители объединений, предприятий и подразделений); 4) группы интеллигенции, различающиеся профилем занятости (например, ИТР и творческие работники и др.); 5) группы, занятые в сфере семейной экономики и нндивидуально-трудовой деятельности; 6) деклассированные элементы.

Однако еще в 80-х годах различия между этими группами по уровню доходов носили незначительный характер. Разница между бедными и богатыми имела 5 – 7- кратное выражение. За последние годы произошла более глубокая дифференциация российского общества. Сейчас разница в доходах между наиболее бедными и наиболее богатыми группами населения достигает 20 и более раз. И это, по мнению социологов, является критическим уровнем для определения социальной напряженности.

Попытку проанализировать тенденцию развития социальной структуры современного общества предпринял А.В.Дмитриев [Социс. 1993. №9]. По его мнению, в целом в стране идет своеобразная «декомпозиция» социальной структуры, которой присуще все большее расхождение характера труда, размеров доходов, уровня образования и престижа. Если раньше главенствовало противоречие между трудящимися и номенклатурой, безраздельно распоряжавшейся властью и собственностью, то ныне можно выделить 5 крупных социальных групп:

1) административная элита (правящая элита), состоящая из старой партхозноменклатуры первого и второго эшелонов, сросшейся с новой политической элитой;

2) рабочий класс, который дробится на группы по отраслевым, квалификационным, демографическим и иным признакам;

3) интеллигенция, также подразделяющаяся на ряд социальных групп по различным параметрам;

4) «новая буржуазия» - предприниматели, банкиры и т.д.;

5) крестьянство.

Предложенная А.В.Дмитриевым социальная стратификация современного российского общества опирается на прежние марксистские представления о классах, не выявляет более конкретных социальных групп внутри тех или иных классов. Например, вряд ли сейчас можно говорить о классе крестьян, поскольку в сельской местности можно четко выделить, по крайней мере, две социальные группы крестьянства: социализированное (кооперированное) крестьянство и частнопредпринимательское (фермерское). Следует отметить, что исследования по социальной стратификации и социальной мобильности российского общества в настоящее время крайне затруднены из-за большой динамики общественных процессов.[4;115]

Глава 2 Маргинализация как социальная характеристика современного российского общества

2.1 Маргинальный статус

Маргинальный статус – базовый уровень исследования маргинальности, важное звено в его логической цепи. По сути, это основной конструкт, позволяющий исследовать это явление на эмпирическом уровне. Ведь трудно не согласиться с точкой зрения по поводу того, что «маргинальны не люди, а их связи и отношения».

Маргинальный статус рассматривается в непосредственной связи с другими составляющими – маргинальной ситуацией, маргинальной личностью и маргинальной группой, а также ситуацией преодоления маргинального кризиса. Особое значение имеет исследование маргинальной ситуации как комплекса факторов, инициировавших формирование маргинального статуса.

Маргинальный статус, или маргинальное состояние, присуще индивидам в различной степени. Оно может быть «гармонизированным», когда требования различных статусов не противоречат, а дополняют друг друга, либо «деструктивным», когда требования статусов приводят к рассогласованию и необходимости радикального изменения сложившихся норм поведения. Между двумя полюсами множество промежуточных форм, различающихся степенью напряжения и интенсивности действий для преодоления противоречий и согласования норм. Как правило, маргинальное состояние возникает в следующих случаях: при переходе индивида из одной социальной среды в другую; при смене одного темпорального статуса на другой; при кардинальном изменении образа жизни, вида профессиональной деятельности, системы социальной коммуникации; при смене социального, профессионального, экономического, политического или религиозного статуса.

В самом общем виде маргинальный статус можно понимать как позицию промежуточности, неопределенности, в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации. Проблематику исследования маргинального статуса определяют две группы задач:

1. Исследование механизмов формирования новой социальной структуры, становления новых типов отношений. Это предполагает обращение к наиболее глубинному уровню – формирования статусных позиций, и, прежде всего, переходных, промежуточных, маргинальных, где наиболее интенсивны «накопления» новых социальных качеств, наиболее ярки и выразительны показатели характера социальных процессов, направления и смысла их развития, наиболее отчетливы новые типы социальных практик.

2. Особенности процессов адаптации, происходящих на групповом и индивидуальном уровне в результате трансформации положения.