Смекни!
smekni.com

Молодёжь как объект социализации (стр. 18 из 24)

Среди социальных отношений, а в сегодняшний ситуации особенно, национальные отношения занимают ведущее место. И надо отдавать себе отчет, что все так называемые "национал-патриоты" имеют социальные корни в "бытовом национализме", т.е. когда любому скандалу (даже если это чисто уголовный случай) если в нем принимают участие лица различных национальностей, придается смысл этнического характера.

И здесь цифры, характеризующие разные аспекты человеческой деятельности, рассмотренные через призму национальных, дают следующую картину. Практически по каждому из компонентов общения молодые люди разных национальностей сталкиваются с "бытовым национализмом". Каждый третий отмечает грубость в общении и нежелание знакомиться с культурой, традициями других народов, стремление подчеркнуть свое превосходство во всем. Но это то, что фиксируется на вербальном уровне, а в деятельностном плане цифры здесь более благополучны. Так, отказ от общения во время досуга отметил лишь каждый 20-й (5,2%), нежелание помочь в затруднительном положении - каждый 10-й (10,7%). Но все равно, и эти цифры внушают опасение потому, что ничто так быстро не разгорается и так медленно не угасает, как конфликты на межнациональной почве.

В условиях многонационального города можно лишь надеяться, что (ср.п. 123 - взрослые) старые и давние традиции (в том числе и межнациональные браки) удержат молодежь от крайностей национализма, и национальное различие будет канализировано (отведено) в русло культурно-просветительской деятельности различных национальных центров. Но для них всех надо обрисовать контур реальных проблем, решение которых не несет национальной окраски, а более того, требует объединения усилий всех молодых людей, независимо от национальности.

Оптимизм здесь внушает и другая цифра, показывающая, что у старшей группы молодежи преобладает положительное или безразличное отношение к межнациональным бракам, а при выборе супруга молодые люди руководствуются другими принципами (образование, моральные качества, род занятий).

Рассмотренные же более пристально и в общем виде (т.е. без выделения основных национальностей - русские, татары, украинцы, башкиры, казахи) национальные отношения показывают, что имеет место и довольно-таки широко распространенное, как явление, бытовой национализм. Что очень важно подчеркнуть, так это прямую зависимость распространения этого явления от возраста, но - соответственно - и от частоты социальных контактов в различных сферах деятельности. Отвечая на вопрос, приходилось ли вам сталкиваться с националистическими проявлениями в поведении молодежи по отношению к людям другой национальности:

ТАБЛИЦА №22

(ответы в %)

отношения часто редко не приходилось
14-16 лет 17-30 лет 14-16 лет 17-30 лет 14-16 лет 17-30 лет
грубость в общении разговоре 28,9 30,5 33,1 43,2 22,0 19,6
отказ от общения во время досуга 5,0 5,4 20,5 28,4 45,7 55,3
нежелание помочь в затруднительном положении 7,6 13,1 24,1 34,4 38,8
неуважение традиций, обычаев, культуры других народов 10,0 23,8 18,1 34,7 40,2 29,0
нежелание знакомиться с культурой, традициями других народов 15,5 40,5 15,2 24,4 35,7 21,7
стремление подчеркнуть свое превосходство во всем 18,6 34,7 22,3 35,1 31,5 20,9

Таким образом, рассмотрение безотносительно к какой-либо национальности (т.е. национальные отношения сами по себе) показывает, что в той или иной форме, в том или ином виде сталкиваются с проявлением национализма (надо думать, в отношении, прежде всего, к своей национальности) приблизительно от 50 до 75 процентов молодых людей. Закрывать на это глаза или занять страусиную позицию со стороны местных органов местного управления - это приближать реальные конфликты, которые пока еще не оформились и не обрели институционального характера. В межнациональных конфликтах не бывает ни правых, ни виноватых. "Теория зачинщика" есть лишь попытка оправдать начало конфликта по поводу деления реальных сфер влияния в экономике, политике, культуре и т.д.

Рассмотрим эти цифры через призму пяти преобладающих в г.Екатеринбурге национальных групп - русские, украинцы, татары, башкиры, казахи.

Естественно, в силу подавляющего большинства русских, они в абсолютном и относительном плане чаще всего отмечают проявление национализма, и здесь фиксируется проявление его как такового, безотносительно к русскому, т.е. каждый из опрошенных указывает на существование явления по отношению как бы к третьему участнику отношений - национальному признаку в рассматриваемом конфликте. И в этом парадокс бытового национализма: когда субъекта национализма очень трудно определить, несмотря на то, что большинство фиксирует национализм, и потому локализовать субъекта в социальном пространстве очень сложно. Есть постоянные условия его возникновения, а кто в конкретном случае станет носителем его - русский, татарин, украинец и т.д. - не важно. В фазе кристаллизации для насыщенного раствора национализма не важно, какой это национализм. В этих условиях достаточно небольшого количества экстремистски настроенных националистов, чтобы раздуть пожар межнациональных конфликтов. Далее расписаны детали различных форм отношений различных национальностей к разным процессам.

Главный вывод из проводимых далее выкладок - национализм есть всего лишь одна из форм (самая доступная и грамотным, и неграмотным людям различных национальностей) реакции на ситуацию тотального кризиса общества и распада социальности.

Так, ответы на один из основных вопросов - отношение к социально провозглашенным целям и законным средствам их достижений показывают, что молодые люди всех национальностей (рассмотрены 5 основных) имеют доминирующую позицию мятежа. Такая позиция кризиса кристаллизуется через национализм в произвол, господство силы, выяснение любых отношений силовыми методами. Такова реальность, и с ней надо считаться. Наиболее благополучный, по сравнению с другими, вариант - у татар, у которых единственных конформизм (самое приемлемое для нашего общества отношение в сегодняшней ситуации) находится в ранге на 4 месте, в то время, как у других - на 5 и 6 местах. Иными словами, с татарской молодежью теоретически легче найти компромиссы по возможным вопросам и проблемам, вынесенным для обсуждения или работая не упреждение, предлагая через имеющиеся средства для мирного обсуждения.

Ранжирование значимости проблемы (в порядке значимости для порешенных):

1 - рост цен и инфляция ;

2 - рост преступности;

3 - экологическая проблема;

4 - снижение уровня жизни и доходов простых людей

не носят национального характера, т.е. опрошенные разных национальностей сошлись в мнении, что надо делать в первую очередь. Но дальше возникает фактор "татарского" вопроса (и если данные нашего исследования подтвердятся, то и "казахского" вопроса). Именно для этих национальных групп обострение межнациональных отношений является следующим (4 место) за тремя вышеуказанными факторами и оттесняет по отдельным группам снижение уровня жизни. И что очень существенно, так это теоретическая близость русского и татарского населения (молодежи) и следующие за ней близость татарского и казахского (что усиливает гипотезу о возможности возникновения "казахского вопроса"). Спрашивается, что можно сделать? В данном случае для татарской молодежи? (Если речь идет пока о ней).

Остановить рост цен местные органы не могут, а вот обуздать на месте преступность пока (а может уже иллюзия?) местные органы обязаны, и это приведет к выпусканию части национальных паров.

Точно так же часть этих паров можно переключить на экологию - это по силам местных органам. Нужно только, чтоб кто-то за это взялся не как за очередную кампанию, а как за постоянную заботу и работу. И татары, и казахи, и все остальные займутся делом, а не поиском врага, который вырывает последний кусок хлеба. Корабль тонет! - Вот, что главное, и заделать, хотя бы частично, течь можно, лишь создав условия для самодеятельности молодежи по поводу повышения уровня жизни и доходов. Займите их предпринимательством - и пар националистический воплотится в дух конкуренции и заработает на общество и стабильность в городе. Обеспечит общество здоровье человеку - и нет еще одного условия для "национального" гнева. Займутся культурой (об этом кричат и общие цифры - корни там) - и не будет национализма.

В общей структуре факторов успеха наибольшая близость татар с украинцами (0,954), с русскими (К=0,945), наименьшая (К=910) с башкирами.

ТАБЛИЦА №23

национальность коэффициент корреляции (татары)
русские 0,945
украинцы 0,954
башкиры 0,910
казахи 0,920

В целом жизненная стратегия молодых татар выглядит как устремленная на получение: - образования; трудолюбия ; инициативность ; находчивость; связи с нужными людьми, совпадающая с украинцами и русскими и отличающаяся от башкир и казахов. У двух последних стратегии менее разнообразны, что свидетельствует о меньшей возможности адаптации к изменяющимся условиям, но и одновременно к меньшей (агрессивности) экспансии во все сферы жизни общества. А это, в свою очередь, может породить антитатарские настроения в среде башкир и казахов из чувства зависти. В то же время эта экспансия может восприниматься негативно и русскими, и украинцами, в силу схожести позиций и, следовательно, конкуренции интересов. В неуправляемой форме это чревато конфликтами.