В последнем - просматривается довольно тревожный синдром, хотя он и согласуется с размышлениями по предыдущим блокам вопросов. Обеспеченность людей расхолаживает: они "сдают" по всем содержательно-позитивным позициям: меньше заняты любимым делом, меньше читают, меньше занимаются домом (если только под "домом" не понимать бытовую рутину), больше тусуются, гуляют, занимаются музыкальным прослушиванием, спортом, видео, больше не знают, куда себя деть в свободное время. То есть, обеспеченность больше выглядит не как средство, снимающее с человека проблемы и позволяющее посвятить себя полноценному делу и отдыху, а самоцель - достиг, а дальше что? Куда это деть? Слоняться без дела! Так что новоявленным нашим нуворишам еще только предстоит осваивать культуру времяпровождения и досуга, превращая свою обеспеченность в ресурс для саморазвития. Огромное поле для работы!
Организация общественно-приемлемых и общественно-положительных форм досуга - это работа, требующая высокой информированности о специфически - групповых ценностях, вкусах, пристрастиях, а также грамотного построения не только в плане используемых и распространяемых форм, но и в плане направленности на общественное и личностное благо, на развивающий режим. Естественно, что и в этой сфере надо идти к новым образцам, переходить к принципу поддержки самодеятельности и самоорганизации досугового пространства молодежью. И тогда, казалось бы старые формы организации досуга, наполняется новым содержанием, причем таким, которое опирается не только на отрицание старого, но и восстанавливает, возрождает традиции наших предков. Но для этого эти традиции, как минимум, надо знать и очень умно вписать в реалии дня сегодняшнего, чтобы это не выглядело, по принципу, экзотическим и вымирающим жанром. Поддержка творческих центров именно такой направленности, стимулирование их через различного рода участие в конкурсах - нелегкий и не короткий путь к культурному досугу, но даже самый большой путь начинается с первого маленького шага. И если, по принципу, сегодня не начать учиться "ходить в досуговом пространстве", это значит заблудиться и в дебрях национальных отношений, ведь в том же опросе (октябрь 2002 года) 40,5% - абсолютное большинство - отмечают, как часто встречающееся явление нежелание знакомиться с культурой, традициями других народов. И это реальная проблема, от решения которой во многом зависит будущая нормальная жизнь города. Стоит ли лишний раз объяснять, что для молодежи, объективно, как выше уже было указано, выключенной из производственной деятельности, сфера досуга является определяющей в формировании социальных отношений во всех сферах жизни общества, и только через привлечение к реальной деятельности по обмену культурными ценностями в досуговом пространстве государственная молодежная политика сможет разминировать мины замедленного действия - "национализма". Ведь сегодня каждый третий из опрошенных отмечает как часто встречающееся в поведении молодежи стремление подчеркнуть свое национальное превосходство.
Для города Екатеринбурга с его традиционно многонациональным населением осознание недопущения перерастания роста национального самосознания в национализм возможно опять-таки лишь через демонстрацию новых культурных образцов общения молодых людей в рамках единого культурно-исторического пространства, и дух соперничества и сотрудничества одновременно переместится из национальной плоскости в творческую, не имеющую национальных границ, а принимающую как принцип собственной организации самобытность личности творца.
В этой связи, особое место занимали и занимают средства массовой информации и коммуникации. Ведь в фестивалях, конкурсах принимает участие все-таки ограниченное количество людей, а вот сделать всех соучастниками, заставить сопереживать, сочувствовать и приобщаться к новым формам культурного общения могут средства массовой информации. Но на сегодняшний день, при всем, казалось бы, обилии таких средств на городском уровне программ специально адресованных и выполненных на высоком профессиональном уровне, практически нет. Отдельные попытки "Региона" и "Планеты", ввиду чисто коммерческой основы деятельности их, не являются решением проблемы, они в лучшем случае гоняют те видики, которые хочет видеть молодежь. Но такое видение своего места в удовлетворении реальных информационных потребностей молодежи обрекает создателей таких программ на ситуации излишества присутствия каких-либо комментаторов, корреспондентов и т.д.
Телевидение, и прежде всего государственное, а его в том или ином случае смотрят 72,4% молодежи, через создание городской телестудии "Свой стиль" должно удержать курс именно на создание своего стиля, своего образа жизни, а не демонстрировать бесконечные второсортные и малоудобоворимые, даже с точки зрения самих западных производителей этой продукции, "боевики", детективы и прочие ужасы, которые ежедневно смотрят более 60% молодежи, поклонников "Региона" и "Планеты". И роль в "вестернизации" образа жизни молодежи нашего города этих демонстраций не так уж безобидна, этот вопрос требует специального изучения, (и, главное, это - широко распространенное явление). Индивидуализм, в худших его проявлениях, все больше и больше становится нормой поведения молодежи. Но такая бесстрастная констатация и более того, осознание необходимости осуществления перехода именно через индивидуализм, что диктуют рыночные отношения, к новым формам организации жизни общества и города, не должна приводить к параличу коллективистских форм и норм организации жизни. Ведь только через обуздание индивидуализма общество приобрело свою историю и культуру, стало обществом в полном смысле этого слова. Идет возврат (откат) к варварству, и не осознавать этой опасности обществу непозволительно. Вот почему молодой человек должен иметь доступ к самой разнообразной информации о месте и времени организации коллективных форм проведения досуга (спорт, кино, выставки и т.д.) и возможность получения любой информации по любому волнующему его вопросу. "Стол справок" станет его верным спутником в личной жизни.
Из видов искусства, которые избирает молодежь, это, в первую очередь, зрелищные виды.
ТАБЛИЦА №27
виды искусства | % ответивших |
современная эстрада | 61,6 |
кино | 54,5 |
книги, литература | 49,7 |
рок-музыка | 19,0 |
классическая музыка | 14,0 |
театр | 12,3 |
живопись, скульптура | 11,1 |
фотография, киносъемка | 11,1 |
балет, хореография | 7,3 |
декоративно-прикладное искусство | 6,0 |
ничего не интересует | 1,3 |
Интерес к эстраде реализуется преимущественно в формах просмотра телевизионных программ и посещения дискотек (37,5%). Интерес к кино, несколько уступающий в популярности эстраде, зато несколько чаще сподвигает человека на посещение кинотеатров, которые в молодежной среде лидируют как форма проведения досуга (38,4%). Рок-музыка, имея достаточный уровень популярности (нечуждая каждому пятому), тем не менее, собирает на свои вечера значительно меньшую часть поклонников (не посещает вообще 68,9%), свидетельствуя о себе как о жанре, который организационно (по формам организации) не удовлетворяет довольно высокий интерес молодежи, неадекватен ему. Вообще можно отметить существующий разрыв между популярностью и интересом к определенному жанру, с одной стороны, и уровнем удовлетворения (скорее всего, доступности) этого интереса - с другой.
ТАБЛИЦА №28
(в % ответивших)
ПОСЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
мероприятия | посещение | непосещение | интерес |
Кино | 38,4 | 10,6 | 54,5 |
Дискотека | 37,5 | 35,5 | 61,6 |
Видео | 16,9 | 59,3 | - |
Спортивные мероприятия | 9,0 | 55,7 | - |
Театр | 7,7 | 40,1 | 12,3 |
Концерты рок музыки | 3,8 | 68,9 | 19,0 |
Выставки | 3,5 | 60,5 | 17,1 |
Концерты классической музыки | 2,7 | 76,2 | 14,0 |
Таким образом, нельзя сказать, что молодежь не имеет эстетических интересов и потребностей, о чем судят, как правило, по пустым залам и непроданным билетам. Здесь еще и вопрос к организаторам культурных мероприятий, насколько они сами заинтересованы в наполнении залов, и всегда ли предлагаемые формы организации и проведения адекватны возможностям потребления и участия в этом молодежи (информированность, место и время проведения, цена, содержание и прочее). Представляется, что нашей сфере культуры (естественно, и тем, кто управляет этими процессами - и отделы культуры, филармонии, Дворцы культуры и т.п.) есть еще над чем поработать в области совершенствования зрелищного менеджмента и маркетинга. Молодежь в данном случае, со своей стороны, демонстрирует наличие определенного незадействованного резерва. Отрадным здесь является тот факт, что и сегодня "из всех видов искусств самым массовым является кино" (В.И.Ленин), самым демократичным и доступным. Кстати, как отмечают деятели этого жанра, имеющие возможность сопоставлять ситуацию у нас и за рубежом, негативным следствием современной западной цивилизации и развития ее культуры является вырождение кино как фактора интереса и духовной ценности. Там кино все чаще смыкается с клипом, удерживая внимание зрителя, на которого обрушивается ураган информации, не более 3-х минут (А.Кончаловский). Мы пока в этом отношении являем собой далеко не безнадежный вариант почти патриархального толка (имея в виду темпы и развития, и функционирования нашего массового сознания), вопрос лишь о том, сумеем ли мы понять это преимущество и, выиграв время, принять соответствующие меры, чтобы не потерять интерес и самого зрителя. Обратим при этом внимание (чтоб уж совсем не расхолаживаться), что наиболее личностно-затратные жанры, требующие специального образования и труда души, замыкают таблицу интересов молодых людей. И по интересу, и по посещаемости (классическая музыка, выставки, балет, живопись, архитектура). И если в отношении, скажем, балета или архитектуры можно предположить неразвитость интереса в связи с отсутствием предложения в г.Екатеринбурге, то классическая музыка и живопись не обошли своим наличием и вниманием наш город, но распространены в очень узком кругу. Здесь необходимо интенсифицировать культурно-просветительскую, воспитательно-эстетическую работу в 2-х направлениях. С одной стороны, шире внедрять эстетическое образование в массы, и в этом отношении уже есть ряд успешных решений (создание школ гуманитарно-эстетического цикла, внедрение программ эстетического воспитания дошкольников в детсадах и студиях при Дворцах культуры, сохранение функционирования кружков, студий и увеличение разнообразия их форм, поддержка существования и работы музыкальных школ и прочее) в системах народного образования и культуры. Есть надежда, что при расширении и усилении этой работы можно будет переломить недавно царившие у нас негативные процессы поголовной технизации образования и воспитания, приведшие духовную культуру к кризису и умиранию. Начало уже есть и дало первые отрадные результаты. Главное здесь - выстоять на этой платформе в условиях финансового, кадрового, материально-технического кризиса - как задача минимум, при этом не потерять перспективы и понимания, того что "для того, чтобы оставаться хотя бы на месте (а не откатываться назад), надо очень сильно бежать вперед", т.е.работать еще и на опережение и развитие. Ведь те или иные формы работы и воспитания молодежи имеют тенденции устаревать, а значит, чтобы не потерять в содержании и интенсивности, их надо уметь своевременно заменять новыми, постоянно работая в творчески-поисковом режиме.