Смекни!
smekni.com

Молодёжь как объект социализации (стр. 22 из 24)

Второе направление - это максимально использовать хотя бы тот потенциал и резерв, который есть, не дать умереть последнему. Имеется в виду максимально использовать в целях духовно-эстетического развития тот интерес и возможности, которые имеются у кино, эстрады, спортивно-зрелищных и прочих мероприятий. Это еще раз наталкивает на необходимость внедрения и активного влияния на формирование культурно-зрелищной политики с позиций заинтересованного в этом общества и государства (в самом оптимальном виде - разработка и осуществление программы культурного развития молодежи, коррекция содержания и форм всех досуговых мероприятий, продукции и т.п.). Наши киноэкраны, видеотеки, полуофициально распространяемые коммерческие издания пока не несут на себе печати влияния общественного интереса, и зачастую осуществляют (чаще всего неосознанно) антиобщественную линию в воздействии на умы и формирование духовного климата молодежной среды. В этом и недоработка отделов культуры и управлений торговли (или предпринимательской деятельности), и образования, и социальной защиты молодежи, а в целом - всей государственно-общественной системы в части воспитательной работы с молодежью, защиты ее духовности.

В связи с проведенным анализом, весьма проблематичным выглядит вопрос (или утверждение) о бездуховности современной молодежи. То, что оказалось на поверхности и отквалифицировано казенно и бездушно как бездуховность, на самом деле является следствием, у которого есть в основании здоровое начало в виде наличия духовных интересов молодежи, и уничтожающая это здоровое начало неадекватная ему форма (формы). То есть, это - в большой степени вопрос к специалистам и профессионалам, которые срабатывают неадекватно, непрофессионально и порождают своей деятельностью удушение интереса. И обвинения в бездуховности молодежи - это в большой мере перекладывание вины с больной головы на здоровую, где молодежь и является страдательной стороной, и обвиняется в этом. Она и реагирует на это предпочтением доступных ей форм в виде посещения друзей, просмотра телевизора, прослушивания музыки (т.е. все то, чем она сама располагает) и посещения кино и дискотек (максимум, предоставленный ей обществом).

Еще один эстетико-духовный фактор - это литература. Здесь мы тоже еще кое-что, к счастью, сохранили. И почти 50% интерес к художественной литературе - это очень высокий показатель культурного интереса. Принимая уже даже сам этот факт как положительный, заметим, однако, что и здесь нельзя почивать на лаврах. Вспомним, во-первых, степень доступности литературы для молодежи - очень небогатые библиотечные фонды, сейчас вообще испытывающие острый дефицит финансирования, небольшое количество библиотек и разбросанность, удаленность от мест проживания потенциального читателя. В этом отношении в наиболее выигрышном положении находятся библиотеки при учебных заведениях, но их мало, доступ "с улицы" практически невозможен, книжный массив недостаточен и доступен далеко не каждой библиотеке. Магазины с их коммерциализацией, недоступно высокими ценами на одни книги, (кстати, не всегда хорошие, но с раздутым искусственно ажиотажным спросом через установление цен), малым попаданием на прилавок достаточного ассортимента (сейчас вообще хорошая литература доходит до покупателя с трудом), с самоликвидацией даже имевшихся, пусть в незначительном количестве, процедур целенаправленного формирования спроса и рынка книжной продукции (заказы, подписки и прочее) - все это сейчас отнюдь не способствует развитию и расширению увлечения литературой. Во-вторых, безусловным фактором отчуждения молодежи от книг является их цена, диктуемая проворными перекупщиками (сегодня средняя цена хорошей книги колеблется от 500 до 15 тыс.рублей). В-третьих, несформированность культурных связей и отношений, включение в которые, когда они есть, формирует культуру художественного чтения, регулирует вкусы, стимулирует познавательный аналитический интерес, информирует и образовывает читателя, задает направления литературной моды, расширяет литературное пространство, открывает новые имена и т.п.. И с этой точки зрения, ныне смехотворно выглядящие избы-читальни и читательские конференции из культурной жизни 30-50-х годов, все же были явлениями, несшими свой положительный социальный смысл. Переросши их формально и осмеяв как наивность прошлых лет, мы, однако, не предложили практически ничего взамен, и отказавшись от формы, потеряли и содержание. Опять потери и без того мизерного состояния. Не слишком ли мы расточительны в своей бедности? Сегодня молодежь еще (пока!) читает. Что и о чем? Наиболее часто - о любви (43,0%), детективы и приключения (38,0%), о путешествиях (32,9%), фантастику (29,1%), исторические сюжеты (26,1%). Наименее читаемы произведения политического жанра (8,4%) и религиозная литература (7,7%). Что ж, набор интересов более чем благополучный. Во всех этих жанрах мировая и отечественная литература способна предложить огромный выбор произведений очень высокого класса. Вопрос лишь в том, сможет ли их предложить наш книжный прилавок или библиотечный фонд? Так, чтоб без натужных поисков, многомесячных ожиданий очередности, "отлавливания" или астрономических цен, способных на корню довести до полной выморочности любой, даже самый горячий интерес. И еще не менее важный вопрос, уже к общественным структурам и личностям, небезразличным (личностно ли, или в силу служебного места) к формированию духовного сообщества и культуры. Те ли книги (даже вышеупомянутых жанров) оказываются в продаже или под рукой молодого читателя? Какой продукцией, каких авторов пойдет удовлетворять свой духовный голод и потребность в чтении, о любви и приключениях, путешествиях и фантастике, истории и религии пока еще читающий молодой человек? Что предложит ему озабоченное (или нет) его духовным развитием мудрое общество в самой доступной форме? Посмотрите на яркую пестроту блистательных форм обнаженных обольстительных красавиц и обращенных к Вам улыбок с импортно-полиграфических шедевров в глянцевых суперобложках, каковыми встречают Вас широко распространившиеся книжные прилавки новоявленных коммерсантов и book-shop'ов (слова-то русские скоро забывать начнем) и порадуйтесь тому, что не в любые (особенно юные) руки попадут эти бестселлеры по одной простой благодарной причине, выраженной в ценнике 4-хзначной цифрой. Да, в обществе с развитой социальностью должен быть у человека выбор, в том числе и выбор интересующей его книги. Но безграничный выбор нам не грозит, а неизбежные ограничения должны иметь свою направляющую идею, свою социальную цель. Пока ограничения нашего чтения демонстрируют, скорее, потерю социальной позиции, но уже намечаются тенденции сворачивания в негатив и асоциальность. Мы здесь еще почти ничего не потеряли, но благодушествуя, уже сегодня порождаем риск будущих потерь.