Смекни!
smekni.com

Молодёжь как объект социализации (стр. 6 из 24)

Одним словом, знание о социально-ценностных установках населения - это барометр состояния общества. И здесь наше исследование получило как банальные и ожидаемые так и такие результаты, которые необходимо иметь в виду при формировании государственной политики (в том числе и в работе с молодежью). Уже сегодня с определенностью можно констатировать, что молодежь начинает ориентироваться в жизни общества исходя из некоторой другой шкалы ценностей, которая в принципе является для возникающих рыночных отношений более логичной и напоминающей западные образцы (хотя, и не все здесь просто, о чем речь - ниже), так в указанных ценностях молодежи (опрос-521 человек, октябрь 2002 г.)

ТАБЛИЦА № 5

Место Наименование ценности Количество ответов
1 материальная обеспеченность 47-6 %
2 семейное счастье 43-2 %
3 общение с духовно близкими людьми 37,8 %
4 интересная работа 37,6 %

Что сегодня представляет для вас наибольшую ценность?

ТАБЛИЦА №6

Свердловская область, апрель 1998 г. г.Екатернбург,2002 г. %
ценность %опрошен. Ранг %опрошен. Ранг
интересная работа 28,0 5 37,6 4
нравственное духовное самосовершенствование. 22,3 6 14,4 6 -7
семейное счастье 38,9 1 43,2 2
любовь 31,4 3 27,8 5
секс 13,2 8 8,3 10
друзья, общение с духовно близкими людьми 30,4 4 37,8 3
материальная обеспеченность 32,4 2 47,6 1
творческая, профессио-нальная самостоятельность 7,1 10 14,4 6 -7
возможность для политической и общественной деятельности 1,0 13 0,8 13
общественныйуспех, признание окружающих 6,4 11 11,3 9
личная безопасность 8,8 9 11,7 8
социальная справедливость 13,5 7 4,4 11
спокойствие, возможность ни во что не вмешиваться 4,4 12 1,7 12

Таким образом, исследования показывают, что в молодежной среде усиливается прагматическая ориентация, в ряду ее жизненных ценностей наиболее значимыми становятся стремление к материальному достатку, высокому заработку, к хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. Это можно было бы принять как неизбежность и не видеть в этом большого криминала, если бы при этом одновременно не наблюдались падение престижа образования, эрудиции, культуры, девальвация духовных ценностей, низвержение идеалов.

Прагматизм и прагматики хороши тогда, когда существующий социальный механизм позволяет, руководствуясь его нормами, занимать достойное место в обществе, сообразно личному вкладу каждого. В нашей же ситуации скорее нужны реалисты и романтики. Первые - как способные трезво оценить ситуацию и предложить конкретные выходы из сегодняшних трудностей, а вторые, верящие в возможность возрождения нашего общества и превращения его в цивилизованное,- как призванные связать проекты программы первых с долгосрочными перспективами развития именно нашего общества. Но воплощением цивилизованности будут не преуспевающие бизнесмены, чьи образы навязываются сегодня средствами массовой информации, а по крайней мере люди, глубоко озабоченные состоянием среды обитания человека и выстраивающие свою деятельность в соответствии с социальными, нравственными и экологическими ценностями.

Второй яркой чертой ценностной ориентации молодежи сегодня является инидивидуализм. Индивидуализм всегда возрастает в условиях потери доверия и разочарования в социальных средствах. Когда общество становится неспособным своими социальными рычагами защитить индивидуума или социальную группу, тогда действующий субъект переходит к самозащите, и этот переход выражается в смене социально-ценных ориентиров инидвидуально-ценными. Как правило, появление тенденции смещения ценностной в сторону индивидуально-обеспечивающих является сигналом ослабления и беспомощности, несрабатывания социальных механизмов, следствием чего является падение их ценностного значения.

Так, дальнейший перечень ценностей оттеняет индивидуалистическую направленность, как тенденцию в образе жизни молодежи: на пятом месте 27,8% - любовь, и на 6 - 22,1% возможность иметь доступ к престижным и не всем открытым удовольствиям - поездки за границу и т.д.

Индивидуализм, как образ жизни, как некоторый образец для подражания, предъявляет ряд требований и к отдельному молодому человеку, и ко всей когорте, т.е. к будущему своего поколения. Это демонстрируют и другие цифры. Например, отмечая черты, присущие сегодняшней молодежи, каждый второй респондент отметил "стремление жить сегодняшним днем, не думая о завтра", а в качестве доминирующей черты 39% отметили индивидуализм.

В динамике сравнения ценностей (хотя исследование проводилось в апреле 1991 г. и по области, но Екатеринбург включался в выборку, и потому можно сопоставлять данные), картина особенно ярко демонстрирует сдвиг ценностей в сторону индивидуализма, достаточно посмотреть на снижение отношения к социальной справедливости как в относительных величинах, так и в ранжированном порядке.

Переходя к более детализированному анализу, отметим еще раз, что подавляющим ценностным фактором на 1 взгляд оказывается материальное благополучие (47,6%). Но выяснилось, что построить социальную политику на этом факторе, как основном приоритете, можно потерпеть фиаско (обоснование - ниже). Значит - необходим более детализированный взгляд на систему ценностей и здесь есть над чем поработать.

Так выявилось, что материальное благополучие - ценность №1 не у всей, а лишь у учащейся молодежи. Отметим как примечательный факт, что у работающей молодежи он занял в системе ценностей лишь IY место, пропустив вперед интересную работу, семейное счастье и общение с друзьями. Это показывает, что материальное благополучие при нормальном ценностном раскладе - фактор следственный, а не целевой. Снимок с общества, где оно подминает под себя все остальные ценности, свидетельствует о глубоких проблемах этого общества. Ибо хлеб, как суперценность есть показатель очень голодного человека, у человека сытого, позволяющего себе планируемый рацион хлеба, в меню может не оказаться вообще.

Здесь мы выскажем предположение, исходящее из достаточно интуитивного понимания ситуации. (Здесь отсутствует возможность определить значениеперечисленных ценностей как цели и средства, в пилотажном исследовании не может быть учтено все, и это - вопрос более детальной проработки. Но косвенные аргументы продемонстрируют ниже, что зачастую сдвиг имеется в сторону цели. Материальное благополучие становится самоценностным (самоцелью), и когда оно достигнуто, с ним не знают, что дальше делать.)

Учащаяся молодежь - наименее ориентированная часть населения в плане осознания иерархии ценностей. Она легко поддается идеологической обработке. И выдвижение материального обеспечения в качестве целевого ориентира (что вполне возможно, хотя еще и не является доказательным фактом) могло бы означать следующее. Сейчас, на повороте истории, когда рушится прежняя социальность с ее значимыми факторами, большая часть населения оказывается сильно дезориентированной в том, на какие опорные ценности она должна опираться, идет смена приоритетов, и на изломе она может принять фактически любую навязанную модель. И принимает она (а косвенно это проявляется в декларируемых ценностных установках) ту систему ориентиров, которую продвигают наиболее широко и интенсивно средства массовой информации и расхожая общественная психология, то, что проще и быстрее можно воспринять без особых усилий, что доступно лежит на поверхности.

Наш социально-ценностный менталитет очищен от прежних "догм" и готов принять любые другие. Ситуация - крайне благоприятная и крайне неблагоприятная, в зависимости от того, чем будет заполнен вакуум. Но, к сожалению, мы вынуждены сейчас констатировать негативную тенденцию этого процесса. Ибо государство и общество фактически устранило "идеологию" и устранилось само от рационального взращивания другой. Но свято место пусто не бывает, и пустота тут же заполняется наиболее расхожим материалом. А таковым оказывается (опять таки ввиду отсутствия целенаправленной политики социализации в работе с механизмами формирования общественного сознания) суррогатные ценности из подвалов и подворотень "Бронксов", "Шанхаев" и прочих потоком хлынувшие на теле и киноэкраны страны, на страницы полупорнаграфических изданий, брошюр, газет, журналов, ставших наиболее расхожей продукцией, бестселлерами в витринах и афишах, встречающихся на каждом шагу. Культ богатства и насилия, красивой (и незаработанной) жизни, прорастает на почве люмпенизированного сознания духовного пролетария, и в первую очередь всходит буйными всходами в молодых душах, раскрытых на восприятие (позиция ученичества) и лишенных мудрых запретов и ограничений. Идет мощнейший процесс духовного разложения нации, и первые жертвы - это наше юное поколение.

Лозунг деидеологизации социальной жизни лишь тогда чего-нибудь стоит, когда речь идет о замене одной устаревшей идеологии другой, более адекватной новым задачам социального развития на новом витке. Устранение идеологии вообще на деле означает отказ общества от собственного воспроизводства в его социальном, т.е. человеческом аспекте. Это негласное уничтожение социального менталитета, за которым уже не остается общества, за ним - захлестывание стадного полусознания - полуинстинкта. Свидетельство тому - 13-ое место в 15 факторной шкале и 0,8% признания ценности "возможности для политической и общественной деятельности". Это не просто безразличие или непонимание, это социальный развал. Добавим сюда, что за полтора года наша реальность, в том числе и средства массовой коммуникации и информации, преуспели в пропаганде нормы жизни, в которой социальная справедливость является производной от индивида, его личных качеств, а не является задачей государства. В этом же контексте понятна еще одна сравнительная цифра: рост рейтинга популярности творческой профессиональной самостоятельности - он поднялся с Х места в апреле 1998 г. на YI место в октябре 2002 г. Это и есть качественные изменения в системе ценностей.