Смекни!
smekni.com

Неокантианство на Западе и Востоке (стр. 6 из 7)

В дальнейшем влияние неокантианства пошло по двум направлениям:

1. Способствовало новому взлету философии идеализма (Бердяев, Булгаков и др.);

2. Не сумев уничтожить позитивизм во время его кризиса, стало толчком к его дальнейшей эволюции.

Неокантианство, оформленное в виде умозрительно-критической, идеалистической традиции, пыталось заменить натуралистические модели. Но полностью подорвать интеллектуальное доверие позитивизму в России оно не смогло.»[25]

«Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой – еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно не сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому Позитивизму. Последний сохранил и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.»[26]

Заключение

Наиболее заметный след в истории философии, социологии и культурологической мысли оставили марбургская и баденская школы. Их общие мировоззренческие установки нашли выражение в истолковании ("критике") учения Канта с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта они считали мысль, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а главным заблуждением – признание объективно существующей, хотя и непознаваемой "вещи в себе". Последняя была объявлена ими "предельным понятием опыта", "задачей чистого мышления", т.е. продуктом рациональной мыслит. деятельности познающего субъекта. Фактически отказ от "вещи в себе" в кантовском понимании привел неокантианство к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма: активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно – как деятельность по конструированию человеческой культуры.

Неокантианская школа в русской социологии, появившаяся на зрелом этапе развития науки, смогла просуществовать короткое время.Несмотря на это она успела обогатить науку рядом ценных открытий.С позиций неокантианства была предпринята обстоятельная критика позитивизма, сохранявшего в течение длительного времени господствующее положение в обществоведении. Благодаря этой критике стала еще более очевидной несостоятельность натуралистических и редукционистских методов, используемых сторонниками позитивизма.

Неокантианству как направлению отечественной социологии принадлежит совершенно особое место по тому воздействию, которое она оказала на общий процесс развития социального познания. Как признанный лидер антипозитивистского движения, она сыграла роль катализатора, ускорившего процесс преодоления остатков традиционной «публицистичности» отечественной социологии и, тем самым, способствовавшего усилению ее теоретического содержания.Деятельность неокантианской школы оказала стимулирующее воздействие на развитие всей отечественной социологии, вызвала обострение борьбы между течениями, чем был ускорен процесс уточнения и обоснования теоретико-методологических позиций всеми направлениями. Одним из наиболее наглядных результатов этого процесса стало окончательное оформление социологии неопозитивизма.

Неокантианское направление в социологии России остается пока наименее изученным по сравнению с другими научными школами. Историкам социологии еще предстоит исследовать условия и предпосылки его зарождения, ту роль, которую сыграло это течение в критике позитивизма и марксизма, что предполагает обращение к

более широкому материалу и, прежде всего, ко всему разнообразию процессов развития социально-гуманитарного знания в момент зарождения неокантианства.

Пришедшие на смену неокантианству новые философские, социологические и культурологические течения – феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания, понимающая социология, формальная социология и др. – не отбросили неокантианство, а выросли на его почве, вобрав в себя наиболее важные идейные разработки неокантианцев.

Список литературы:

1. Батыгин, Г. С. История социологии: учебник / Г. С. Батыгин, Д. Г. Подводский. – М.: Новый учебник, 2004.– 367 с.

2. Василенко, И. В., Парамонова, В. А. История Российской социологии: учебное пособие / И. В. Василенко, В. А. Парамонова. – Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 2004. – 88 с.

3. Гайденко, П. Л. История социологии в Западной Европе и США: учебник / П. Л. Гайденко;Ред. Г. В. Осипов. – М.: НОРМА: ИНФРА-М, 1999. – 563 с.

4. Голосенко, И. А. История русской социологии XIX-XX в.в. : учеб. пособие / И. А. Голосенко, В. В. Козловский. – М.: Онега, 1995. –288 с.

5. Голосенко, И. А Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов / И. А. Голосенко // Российская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева. – СПб.: СпбГУ, 1993. – С. 96-128.

6. Голосенко, И. А. Неокантианские идеи в буржуазной социологии в России / И. А. Голосенко // Философские науки. – 1979. – № 2. С 62-67.

7. Дмитриева, Н. А. Русское неокантианство: «Марбуг» в России. Историко-философские очерки / Н. А. Дмитрива. – М.: Российская политологическая энциклопедия (РОССПЕН), 2007. – 512 с.

8. Елсуков, А. Н. История социологии: учебное пособие для вузов / А. Н. Елсуков; Ред.А. Н. Елсуков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высшая школа, 1997. – 382 с.

9. Зборовский, Г. Е. История социологии: учебник для вузов / Г. Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 608 с.

10. Кукушкина, Е. В. Русская социология XIX – начала XXвека: монография / Е. И. Кукушкина. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 183 с.

11. Новикова, С. С. История развития социологии в России: Учеб. пособие / С. С. Новикова. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 288 с.

12. Мачкарина, О. Д. Неокантианство в России в первой четверти ХХ века(А.И. Введенский, П.Б. Струве) [Электронный ресурс]: Вестник МГТУ, том 10, №3, 2007. – Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v10_3_n28/articles/10_machk.pdf.

13. Мотрошилова, Н. В. История философии : Запад-Россия-Восток. Книга 3: Философия ХIХ-ХХ в.в. : Учебник для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. А. М. Руткевич. – М.: Греко-латинский каб. Ю. А. Шичалина, 1998. – 444 с.

14. Онлайн энциклопедия Кругосвет[Электронный ресурс]: − Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010209/1010 209a1.htm.

15. Российская социология: Межвуз. сб. / Санкт-Петербургскийгос. университет; ред. А. О. Бороноев. – СПб.: Изд-воСПбГУ, 1993 – 150 с.

16. Шпак, Л. Л. История отечественной социологии: учебное пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004 – 310 с.

17. Федеральный образовательный портал – Экономика, Социология, Менеджмент [Электронный ресурс]: Социологические воззрения Русского неокантианств, − Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/ 06/30/0000281453/8_neokantianstvo.doc.


[2]История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / ред. Н. В. Мотрошилова, А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский каб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 65-68

[3]Дмитриева, Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки / Н. А. Дмитриева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – С. 40.

[4]Дмитриева, Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки / Н. А. Дмитриева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – С. 58.

[5] Дмитриева, Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки / Н. А. Дмитриева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – С. 59.

[6] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. – .М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 68-69.

[7]История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 69-70.

[8] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 71–76.

[9] История философии: Запад-Россия-Восток. Кн. 3: Философия XIX-XXвв.: Учеб.для студентов вузов / Н. В. Мотрошилова; Ред. Н. В. Мотрошилова, Ред. А. М. Руткевич. -.М.: Греко-латинский кааб. Ю. А. Шичалина, 1998. – С. 77.

[10]Онлайн энциклопедия Кругосвет.: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010209/1010209a1.htm.

[11] Голосенко, И. А Социология на неокантианской платформе: Б. А. Кистяковский и В. М. Хвостов / И. А. Голосенко // Российская социология: межвуз. сб. / под ред. А. О. Бороноева. – СПб.: СпбГУ, 1993. – С. 177.