Содержание Стр.
Введение………………………………………………2
Зарубежные концепции семьи в социологии….........4
Отечественные концепции семьи в социологи.........10
Понятие, структура и функции семьи в социологии……………………………………...........12
Заключение………………………………………..18
Список используемой литературы……………….20
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что во всех западных и отечественных концепциях социологии непременно имеются разделы по семье и браку. Интерес к данной теме связан с тем, что семья это важнейший социальный институт воспроизводства и социализации новых поколений.
Социальное значение семьи всегда привлекало внимание всех социологов, начиная от зарождения социологии до наших дней, как зарубежных, так и отечественных специалистов.
Надо отметить несоответствие обилия литературы по проблемам семьи на Западе и у отсутствие их у нас, в России, ведь до недавнего времени в нашей стране считалось «плохим тоном» обсуждать проблемы брака и семьи.
Однако выборочное изучение семейно-брачных взаимотношений и репродуктивного поведения в семье получили большое распространение.
Цель данной работы состоит в изучении института семьи.
Задачи данной работы:
Рассмотреть зарубежные концепции института семьи.
Изучить отечественные концепции института семьи.
Обобщить и систематизировать рассмотренные концепции понятия, значения, структуры и функции семьи.
Особый интерес данной проблемы связан еще и с тем, что институт семьи выделяется из других институтов общества, а следовательно он имеет другие функции, цели и потребности общества.Семья признается всеми социологами основным носителем образцов культуры и воспитания, которые наследуются из поколения в поколение, а также являются условием социализации личности. Образцы поведения,сформированные в детстве семьей,являются наиболее устойчивыми.В семье человек занимает статусы и обучается ролям, также усваивает нормы поведения и получает основы образования.
Семью можно считать первичной формой жизни людей в группах, так как в ней проявляется умение жить в обществе,заботиться о несовершеннолетних,содержать их и уметь поддержать и помочь взрослых детям.Поэтому, проблема изучения семьи остается актуальной и в настоящее время.
1. Зарубежные концепции семьи в социологии
Рассмотрим теперь зарубежные концепции на значение и функции семьи в обществе. Надо отметить, что до XIX века семья изучалась как микромодель общества, семейные отношения рассматривали как микромодель всего общества, а само общество рассматривалось как разросшаяся вширь семья.
Одними из первых ученых, обратившихся к проблеме семьи стали швейцарский историк И.Я. Бахофену, издавший в 1861 г. книгу "Материнское право, а также шотландский юрист Дж.Ф. Мак-Леннану, опубликовавший в 1865 г. исследование "Первобытный брак". Данные авторы изучили изменчивость форм брака и семьи в ходе исторического процесса, а также к идее перехода матриархата к патриархату - независимо друг от друга.И.Я. Бахофен создал теорию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, которая основывается на материнском праве и высоком положении женщин в обществе, называемую "гинекократия".
Концепции матриархата и развития семьи во времени нашли поддержку у М.М. Ковалевского, Л. Моргана и Ф. Энгельса.
Формы брака и семьи, их изменчивость для эволюционного подхода была описана в трудах американского антрополога Льюиса Г. Моргана, в 1868 г. ,который в 1870 г. напечатал книгу "Системы родства и свойства человеческой семьи".Труд Моргана состоял в том, что он четко разделил род от семьи, доказав, что он является экзогамной группой, между людьми в которой невозможны отношения в браке.
Таким образом, согласно Моргану, первобытный род не мог состоять из семей. В заключении своей концепции исследователь приходит к выводу, что одной из первых форм рода оказывается материнский род, который является основой коллективного хозяйства .
Фридрих Энгельс разработал совсем иную концепцию, в которой он доказал, что развитие коллективной собственности и появление частной ведет от материнского рода к отцовскому и превращает семью в моногамную. Ф.Энгельс доказал, что моногамная семья - не итог индивидуальной любви, а сущность экономических условий господства мужа и что рождение детей, которые наследуют его богатство,является истинной целью брака.
Английские этнографы Л. Файсон и Э. Тайлор, и в особенности У. Риверс разработали теорию, где доказывали, что в ходе соединения двух матрилинейных племен происходит родовая организация. Согласно их теории, род состоит из дух половин, в каждой из которых женщины и мужчины не имеют права вступать в брак друг с другом, а так же искать себе мужей и жен в другой половине своего рода.
Более совершенным является так называемый эволюционный подход к изучению семьи. Согласно этой концепции семья есть такой социальный институт, который сохраняет свои формы в ходе истории и свою социальную суть. Однако, минус социального подхода состоит в том, что эволюционисты полагают, что семья как социальный институт является наиболее неизменной социальной системой в историческом развитии по сравнению с другими социальными институтами. К наиболее известным приверженцам эволюционизма можно отнести таких социологов как Вестермарк, Кунов, Гроссэр и др. Основная суть их утверждений состоит в том, что они оспаривают положения сторонников Тейлора, но после выхода работ Г. Спенсера ,Гиллена, Фрезера, взгляды и положения сторонников патриархата оказываются ошибочными.
Однако, не смотря на все положения данных социологов можно выделить одну общую линию во всех их концепциях:
1) Все эти социологи полагают, что счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу.
2) на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, существует обширная свобода брачных сношений, и именно она является основополагающей для данной эпохи.
3) Эволюционирование института семьи состоит в постепенном ограничении свободы половой жизни .
Однако, необходимо отметить, что семья как институт, всегда осуществляет определенные функции, а заодно и такие социальные изменения, которые способны разрушить ее.
Следующей социологической концепцией является функциональный подход , который изучает составную часть семьи как социального института. Наиболее типичным представителем функционального подхода является Э. Дюркгейм, который как "отец функционализма" считал, что поиск причисляемых семье механизмов солидарности и сплоченности включает и функции каждого членов семей в семейной жизни. Нарушение равновесия семейной жизни может привести к суициду. Э. Дюркгейм рассматривал сущность разводов , потому что они были причиной разрушение и подрыва социальных норм.
Роль Дюркгейма в структурно-функциональном анализе семьи весьма высок в истории социологии. Он заметил, что семья теряет много важных функций ,уменьшается число людей в современной семье .
Рассмотрим теперь концепцию Эдварда Вестермарка. Его работы считаются связующим звеном между эволюционным и функциональным подходами. В труде " История брака" Вестермарк показал на много примеров, что брачные отношения признаются таковыми лишь при появлении беременности и рождении ребенка и что ,поэтому не семья коренится в браке, а брак считается истинным благодаря наличию семьи. Изучая исторические формы семьи, Вестермарк говорил о равности развития и выводил из табу инцеста смену типов брака, возникновение экзогамии. Дж. Мэдок обнаруживает наиболее полное соединение историко-эволюционной и функционалистической точек зрения. По его мнению, семья не есть функция физиологии, она нечто институциональное, семья это чисто социальный феномен, искусственный, а не естественный.
Для адаптации к среде и выживания людям не надо изменяться в физиологическом аспекте,достаточно лишь, поменять нормы поведения и изменить культуру ,которая передается из поколения в поколение.
Человек не изменяется анатомически веками, а вот культурные формы очень изменчивы. Они порождаются самим человеком в среде, и, значит, функциональное и эволюционное взаимно дополняют друг друга.
Функциональный подход много внимания уделяет анализу исторического перехода семейных функций к иным социальным институтам, при котором существует замена экономико-производственной, религиозной, образовательной функций. А так же происходит сужение круга функций семьи.
Социолог Э. Берджесс рассмотрел переход от "семьи-института" к "семье-товариществу" или супружеству-партнерству.
Он считал, что смена семьи, обоснованная социокультурными предписаниями произойдет гораздо быстрее, чем личностными предпочтениями.
Однако, зачастую это изменение, крайне неудачно названное сменой "семьи-института" "семьей-группой", трактуют так, как будто семья вообще перестала быть " социальным институтом", и превратилась в вольную группу на основе любви и симпатий. А в случае если пропадет любовь, то может исчезнуть семья. Но, это не означает то, что в семье не было любви и привязанности супругов,а соответственно и не значит, что семья-товарищество не будет социальным институтом по выполнению специфических функций.
Надо отметить, что XIX в. возникает прикладное, эмпирическое, изучение семьи, которое взаимодействует с функциональным подходом. Данный подход акцентирует внимание на эмоциональной близости членов семьи,их желаниях, а в конечном счете оно призвано раскрыть систему укрепления семей и самого социального института семьи. В данном случае речь идет о концепции семьи как малой первичной группы, которая имеет особую историю возникновения, функционирования и распада.
Основоположником данной теории был Фредерик Ле Пле,который находился под влиянием идей О. Конта о семьях как мини-сообществах,устоявшихся при смене поколений, благодаря склонности к объединению. Однако, что бы понять общество, следует узнать семью .Теория Ле Пле заключалась в том ,что внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, одновременно диктует форму семьи, влияещую на общественные процессы.