Лица с выраженным нейротизмом демонстрируют высокую функциональную развитость процессов планирования и программирования и низкую - моделирования значимых условий и оценки результатов, в то время как сильными сторонами регуляции стабильных являются моделирование и оценка результатов, а менее развитыми - планирование и программирование.
Как показали результатыисследо вания, выявленные профили - это достаточно устойчивые характеристики экстраверсии и нейротизма, которые прослеживаются также в подгруппах стабильных и лабильных экстравертов, стабильных и лабильных интровертов даже несмотря на то, что структура регуляции таких испытуемых есть результат одновременного, совместного воздействия факторов экстраверсии и нейротизма. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, несмотря на общее сходство, профили саморегуляции, которые формируются у данных типов, похожи, но не тождественны типичным профилям саморегуляции: в ряде случаев происходит ослабление одних звеньев или более интенсивное развитие других и как следствие - закономерное изменение соотношения между сильными и слабыми звеньями в структуре доминирующего типичного профиля саморегуляции.
Принципиальные в нашем контексте результаты были получены при выяснении того, как сказывается на проявлении экстраверсии и нейротизма повышение степени осознанной саморегуляции. Для экстравертов и стабильных наиболее устойчивой стилевой особенностью является планирование, для интровертов - моделирование, а у эмоционально лабильных - это звено оценки результатов. Кроме того, как показали результаты нашего исследования, измерение нейротизма, в отличие от измерения экстраверсии, обнаруживает значимую корреляционную связь с общим уровнем сформированности системы осознанной саморегуляции. В целом, для эмоционально лабильных (в том числе эмоционально лабильных экстравертов и интровертов), по сравнению со стабильными, характерен более низкий общий уровень осознанной саморегуляции как следствие присущей им эмоциональной нестабильности. Но и они за счет повышения осознанной саморегуляции способны формировать систему саморегуляции, отличающуюся высокой развитостью и взаимосвязностью функционирования ее целостного контура, высокой сформированностью регуляторно-личностных свойств.
4. Социальное воздействие и регуляция произвольной активности человека
Большинство видов человеческой деятельности носит коллективный характер и осуществляется в группах и группами. Поэтому систематизированные знания относительно процессов групповой деятельности дают возможность эффективно управлять групповыми процессами, улучшать, интенсифицировать деятельность групп, повышать их производительность и т. д.
Деятельность в группе — это, как правило, деятельность на людях, в присутствии других членов группы. На наше поведение оказывает влияние присутствие не только членов группы, в которую мы входим, но вообще любых людей. Исследования деятельности в условиях групп начинались с изучения влияния других людей на поведение индивида.
Одним из первых, кто постарался объяснить, почему присутствие людей влияет на наши действия, в своей теории социального воздействия Биб Латанэ (Latane В., 1981). Он утверждает, что сила влияния других людей объясняется действием нескольких факторов:
· числом людей;
· их пространственной близостью;
· их авторитетом и статусом.
Для иллюстрации совокупного воздействия этих факторов Латанэ использует аналогию с электролампочками. Так же как количество света, падающего на поверхность, зависит от числа ламп, их близости к поверхности и мощности, социальное воздействие зависит от числа людей, их близости и степени влиятельности.
Территориальная близость других людей — менее сильный, но, тем не менее, также действенный фактор. Одно дело, когда люди находятся в отдалении от вас, другое — когда они совсем рядом.
И наконец, третий фактор — степень влиятельности других людей. Он определяется статусом, властью, авторитетом и т. д. Человек буде себя неодинаково чувствовать выступая с докладом перед группой студентов и перед профессором в данной области.
Все эти факторы и по отдельности, и в совокупности оказывают на нас влияние. Причем в различных ситуациях это влияние будет неодинаковым. Ведь люди, присутствие которых воздействует на нас, могут выступать в разных ролях. Они могут быть просто зрителями, могут выступать как соперники, конкуренты и могут, наконец, являться членами нашей группы, с которыми мы вместе делаем общее дело. Каждая из названных ситуаций будет по-своему сказываться на наших чувствах и поведении.
На основании сказанного выше может сложиться впечатление, что группой хорошо отдыхать и развлекаться, а не трудиться, и что работать лучше поодиночке. Однако это не совсем так. Современная производственная деятельность немыслима без кооперации, сотрудничества и коллективных форм труда. Многие виды производства требуют организованных, групповых усилий. Групповая деятельность может содержать изъяны, но и без нее не обойтись. Главное, чтобы издержки не превышали выгоды и не перечеркивали тем самым преимущества коллективного труда.
5. Заключение
Механизмы регуляции и саморегуляции произвольной активности человека изучаются структурно и с психологической точки зрения не так давно. Но благодаря трудам выдающихся отечественных ученых в этой области достигнуты уже немалые успехи. Благодаря изучению данной области психологического знания мы можем выделять способы повышения скорости и качества, совершаемой нами деятельности. В монографии О.А. Конопкина, например,показаны широкие возможности целенаправленного воздействия на деятельность средствами специальной организации процесса ее регуляции. Так, даже в условиях очевидного утомления средствами осознанного регулирования удается обеспечить сохранность отдельных заранее заданных элементов деятельности.
Кроме того, мы должны понимать, что на нашу деятельность оказывает влияние и окружающий нас социум. И для более эффективного взаимодействия, скажем, в группе, можно создать следующие ряд факторов, активизирующих работу:
1) Неординарно сложные проблемы, которые могут сплотить группу и побудить каждого ее члена трудиться с полной отдачей.
2) Заинтересованность всех членов группы в конечном результате совместных усилий.
3) Наличие в группе хороших деловых отношений.
4) Учет и оценка вклада каждого члена группы в совместный труд, то есть отсутствие обезличивания.
5) Наличие специальной договоренности в группе работать в полную силу.
6) Наличие общегруппового эталона деятельности и продуктивности, которому все члены группы стремятся соответствовать.
7) Наличие не только трудной, но и интересной для всех задачи (например сложной интеллектуальной проблемы).
6. Список литературы
1) О.А. Конопкин. Психологические механизмы регуляции деятельности. – «Наука», М., 1980
2) О.А.Конопкин. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект).//Вопросы психологии. – 1995 - №1 – с. 5-12.
3) Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, № 6
4) Н.И. Ceмeчкин. Социальное влияние в группах. [Интернет-источник] http://www.elitarium.ru/2009/03/04/socialnoe_vlijanie_v_gruppakh.html
5) В.И. Моросанова. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека. [Интернет-источник]http:// www.childpsy.ru
6)