Поэтому государственная идеология наряду с нравственностью является неотъемлемой частью духовной жизни общества, частью его теоретического сознания, мощным регулятором общественной жизни. Все субъекты управления, прежде всего государство, не только не могут не учитывать этого неоспоримого факта, но в целях эффективного управления должны постоянно заботиться о своевременном развитии и обновлении тех идей, которые используются ими в управлении. Более того, идеологическая сфера регулирования общественными делами неразрывно связана с научным управлением.
Идеология на основе науки позволяет правильно понять прошлое, разобраться в настоящем, предвидеть будущее. Производство и воспроизводство идей — результат духовной деятельности всего общества, но прежде всего научной и творческой интеллигенции.
История развития общества — это история развития идей, на которых основаны правовые и политические учения. К их числу относятся общественно-политические взгляды Сократа, Платона (модели идеального государства), Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Фомы Аквинского, Макиавелли, Гоббса, Вольтера, Канта, Гегеля, Кампанеллы, Сен-Симона, Фурье, Маркса, Энгельса, Ленина и др..
Принципиальным является вопрос о соотношении интеллекта и нравственности в управлении. Ответ на него очень сложен, но ясно одно, что нравственный императив является приоритетным. Управление или хаос, катастрофа или ее предотвращение, конфликт или его цивилизованное разрешение, оптимальное или ущербное решение — это не только интеллектуальные задачи, но и нравственная позиция субъекта управления, каждого управляющего. Клятва Гиппократа, например, не только профессиональная установка врача, но и приверженность его к определенным нравственным нормам. Такой же характер носят и присяга Президента перед Конституцией, присяга воина и каждого госслужащего перед Отечеством.
“История каждого народа, — пишет профессор М.С. Джунусов, — полна примерами противостояния приверженцев и противников добра и зла, справедливости и несправедливости. Нелишне вспомнить, как Моисей, Христос, Будда, Конфуций учили тысячелетия назад: ненависть между людьми разъединяет их, а любовь объединяет”. [1, 124]
2. Гуманизм в управлении
Не секрет, что отношение к гуманизму в наше время весьма неоднозначное. Сегодня его либо отвергают с порога, либо возводят в высокуюстепеньабстрактности.ВХХстолетиифилософскойантропологии пришлосьстолкнутьсясситуациейантропологическогокризисаили,говоря языкомпостмодерна,«смертичеловека».Приэтомоднифилософытвердято крахе западноевропейской гуманистической философии в связи с невозможностью доказать идею человека как высшей ценности или с приходом«человека-массы».Тогдакак для другихречьидетокризисе роста, преодолеваемом путем формирования нового образа гуманизма.Автор статьи разделяет скорее вторую позицию, связывая новое прочтение гуманизма с концепцией социального государства и идеей социального творчества.
Обращает на себя внимание то очевидное обстоятельство, что гуманизмперестаетбытьчистофилософскимпонятиеминачинаетвключать всебянетолько моральнуюсферубытия,нотакжеэкономическуюи политическую.
Показательно, что сегодня концепт «гражданского гуманизма»нередкопрезентуется какценностнаябаза«всякойздоровой политики и политической партии».
Все это свидетельствует о наличии объективной потребности в моральных и интеллектуальных ресурсах гуманистического мировоззрения.
Что, в свою очередь, заставляет обратиться кистории развития гуманистической теориии практики. [5, 46]
Гуманизм (от лат. humanus— человеческий)3— антропоцентристское мировоззренческоетечение, возникшеевевропейскихстранахвэпоху Возрождения, и в широком смысле обозначающее общий принцип жизнеустройства на основе признания самоценности человеческой жизни.ПервымгуманистомсчитаетсяПетрарка,которыйвсвоемтворчестве поднял ряд принципиально важных проблем: благородства как места человека в обществе, определяемого собственными заслугами, достоинства каквысокогоположениячеловекавиерархиибожественныхтворенийидр. В XV веке, ставшем временем расцвета итальянского гуманизма, главным стало утверждение земнойцели человеческой жизнедеятельности.
Путиэтическихпоисковгуманистовразличалисьвзависимости от следованиятомуилииномуантичномуавтору илиобщественнымзапросам. Так, гражданский гуманизм,ориентированный на идеи Цицерона и Аристотеля, был этическим и общественно-политическим течением, основнымиидеямикоторогосчиталисьпринцип общегоблага,свободы, справедливости, юридического равенства, а лучшим государственным строем признаваласьреспублика.Всвою очередь,обращениекЭпикурудалоначало этическому гуманизму, вкоторомморальнымкритериемвыступалпринцип личного блага,выводимыйиз естественногостремлениякаждогочеловека к удовольствиюи избеганиюстраданий. Однакоэтостремление невступалов противоречие с благом и пользой других людей, ибо его регуляторомявлялся выбор большего блага,вкачествекотороговыступалилюбовь,уважение и доверие ближних.
Логика развитиягуманизмапривела кразработкев немвопросов, касающихся отношения к пониманию места человека в иерархии божественныхтворений.РазработкуэтихвопросовначалиБ.ФациоиДж. Манетти,выразив достоинствочеловекав образеи подобии божьем.Более радикально к этим вопросам подошли гуманисты флорентийской платоновской академии М. Фичино иП. дела Мирандола,высказавшие мыслиобуниверсальностиприроды человека иего сопричастности всему созданномуБогом.
Временемтяжких испытаний длягуманизма оказалсяXVIвек,когда подвергалась сомнению сама вера в человека, переосмысливалась его «абсолютнодобрая» природа,аотходотабстрактныхидейсопровождался обращением к опыту жизни. Именно так выстраивалось политическое учение Н.Макиавелли.Конечно,традиционные вопросы(антропоцентризм,идея достоинстваи«добрая» природачеловека)продолжалиобсуждаться,ноони дискутировались с желанием придать высоким идеям сугубо земное выражение.ВедьвXVIстолетии,наряду сгуманизмомиактивновлияяна него,развивались наукаинатурфилософия, предметом обсуждениякоторых сталитемы,считавшиеся ранеегуманистическими.Постепенноуступаяим место,гуманизмвИталии(ачутьпозднееивдругихевропейскихстранах) как самостоятельное явление уходил с исторической сцены.
Тогда как в других странах Европы мировоззрение гуманизма оказалось теснее связано с проблемами национальной жизни. В частности, гуманистовволновалипроблемы политического объединения страны(У.фон Гуттен)исохранениягосударственногоединстваисильногоединовластия (Ж.Боден).Одновременноониначалиоткликатьсяна острыесоциальные проблемы–бедностьилишение производителейсредствпроизводства(Т. Мор, Х.Л. Вивес). Кроме того, развитие реформационного движения обусловило больший, чем в Италии, интерес краннехристианской литературе и привело к появлению христианского гуманизма (Д. Колет, Э.Роттердамскийидр.)-этическогоучения,восновекотороголежалилюбовь кближнемуиактивноепреобразованиеобществанаосновеученияХриста, не находившееся в противоречии с требованиями природы. Однако гуманистытоговремени,вотличиеот своихпредшественников,считавших основой развитиясоциумасовершенствованиечеловека, большевнимания обращалинанауку ипроизводство, полагаяихглавным локомотивом развитиячеловечества(Л.Леруа, Ф.Бэкон).Выпадениенравственностииз сферы прогресса изменило и взгляд на человека. Человека начали воспринимать как существо сложное, постоянно меняющееся и противоречивое (М. Монтень, У. Шекспир).Уже в это время Т. Мор поставил вопрос о влиянии на человека общественных отношений и политикигосударства.Вчисто гуманистическом духеформулировалась главная задача государства утопийцев, обеспечивающая человеку счастливую жизнь. Отталкиваясь от человека и возлагая на него ответственностьзаустройствообщественнойжизни, гуманистыпришлик идеегосударству, отвечающегозачеловека.
Социальный гуманизм своимпоявлениемобязанНовомувременис его решительной критикойнарождающейсякапиталистическойсистемы. Совершенно очевидно, что глубочайшим историческим источником марксизма является гуманистический протест против угнетения человеческойличности,начтообращаливниманиеЭ.ФроммиЧ.Миллз.
Очередной кризис гуманизма, во многом связанный с Первой мировой войной,апозднеес антигуманнойпрактикойбольшевизма ифашизма, был,в рядеслучаев(Ф.Ницше,О. Шпенглер,Э.Фромм),интерпретированкак крушениеценностейевропейскойцивилизации. Примечательно,чтовэтоже времявЕвропе шелпроцесс становлениягуманизма индивидуальности, переросшего со временем в гуманизмполезности. Тогда как идеи этического гуманизма в европейском обществе начали реанимироваться только во второй половине XX ст. Например, П.А. Сорокин писал о возможности интегрального общества, в котором сочетались бы положительныестороныкапитализма исоциализма,имогбы реализоваться гуманистическийидеал. [2,87]
Основы гуманистического сознания, сочетавшего в себе черты этического и христианского гуманизма,были заложены вРоссии в XVII веке. Вчастности, русскийправославныйфилософВ.Несмеяновутверждал,что центромрусскойдуховностиявляется идеядостижениявсеобщегосчастья и добра, осуществляякоторую,человек одновременно достигал быличного счастьяисовершенства.НовXIXст.вроссийскомобществепоявилась идеяпостроениясоциальносправедливогогосударства, ставшаяидеологией демократическойразночинской интеллигенции.Возникшеепротивоборство этико-христианскогоисоциальногогуманизмапросуществовалодоОктября 1917годаипредопределиловзлетрусскойдуховноймысликонцаXIX – началаXXвв.Так,Н.А. Бердяевотмечал,чтовРоссии «всилу религиозного еехарактера»человеческоеначалонеможет раскрытьсяв формегуманизма, тоестьбезрелигиозно.Таккак наЗападегуманизмисчерпалсебя,то повторять с запозданием западные формы гуманизма Россия не может. Говоряотом, что «социальныйгуманизмимелслишкомограниченный и слишкомповерхностныйбазис»,философ,конечно, имелввиду негуманизм эпохи Возрождения, а гуманизм, «доведенный в XIX веке до своих последнихвыводов,соединившийсяспозитивизмом, отвергнувшийвсе ценности, кроме человеческогоблага»,антирелигиозныйпосвоей природе.