Противоборство между этическим и социальным гуманизмом из духовнойсферыперешловсферуполитическуюизакончилосьреволюцией 1917годаиГражданскойвойной.Вгоды строительствасоциализмабыла предпринята очередная попытка внедрить в сознание людей социальный гуманизм с его «группоцентрической» (по определению Б.С. Братусь) направленностью.Однакореалиииндустриальногоскачкаи построения технократическогообществапривелик тому,чтосоциальныйгуманизм в СССРвыродилсявтотжегуманизмполезности, хотяинаиной,чемна Западе,идеологической основе.
Впрочем, распад Советского Союза не означал, что социальный гуманизм окончательно прекратил свое существование. Наоборот, как показывает практика проведения социальных реформ (в том числе предпринимаемыхврамкахнациональныхпроектов) всовременнойРоссии, он переживает своевторое рождение. Вкачествепримераможнопривести используемыйсиламисамого разногопартийногоспектралозунгпостроения рыночного государства с«социальнымлицом».
Дело в том, что актуализация проблемы человеческого фактора в социальной жизни связана с вступлением развитых стран в стадию «постиндустриального» или«информационного» общества.Этопроявилось, прежде всего, в попытках установления общекультурных, образовательных, просветительских и социальных стандартов общественной жизни.В силу чего,многиеавторитетныеученые какунасвстране,такизарубежомне толькосчитают,чтопотенциалгуманизманеисчерпан, ноипишуто трансформации гуманизма в постмодернистском пространстве.
В мировой теории и практике государственного строительства в последниедесятилетияв качествекомплекснойсущностнойхарактеристики все больше утверждается понятие «социальное государство», которое можно анализировать натрехуровнях: научном- какобщуюидеюиееразвитие в целомрядеконцепций;нормативном -какконституционныйпринцип, закрепленныйвконституцияхвсевозрастающегочисластран;эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению острых социальных проблем социума. Анализ этих трех составляющих показывает настоятельную необходимость синтеза социальногогосударствас идеейгуманизма.Сущностьюформирующейся современнойформыгуманизмаявляетсясоциальноетворчество,всилу чего он можетбыть определенкак социальный гуманизм.
Не удивительно, что сегодняидея социального гуманизма начинает подниматься нащитразными политическими силамив качестве ориентира государственногостроительстваицелисоциальногоразвития. Например, возникшеев 1998 г.социально-гуманистическоедвижениеСвердловской области «Берег» в своей Программе декларировало «приоритет «гуманистических ценностей над потребительскими». Однако, при ближайшем рассмотрении, меры в области государственного устройства представляютсобойнабор,скорее, неолиберальныхположений:четкое разграничение полномочий между ветвями власти; предоставление представительной власти контрольных полномочий; обеспечение независимости и безопасности судей, адвокатов и свидетелей; законодательноеи исполнительное обеспечение реального равенствавсех избирательныхобъединенийикандидатов;свободасловаит.п. Чтокасается социальнойобласти,тоздесьПрограмма,вбольшейстепени,ограничивается призывами к гуманистическому оздоровлению «социальной среды человека», созданию «социально-экономических условий реализации творческогоитрудовогопотенциалакаждогочеловеканаблагоОбщества»и «гуманитарной и культурной инфраструктуры (среды) воспитания и существованиячеловека».Вчислепредлагаемыхмер можно обнаружить такие как: «комплексная трудовая реабилитация трудоспособного населения»; «целевые программы занятости беженцев, уволенных из вооруженных сил, правоохранительных органов, освобожденных из мест лишениясвободы»,«реформапенитициарнойсистемы» и«комплексная программа молодежной политики». В свою очередь, реализация концепции развития отечественного производства, как инструмента социальной политики, предполагает, прежде всего, «возвращение отечественного общественногоитрудовогопотенциалакмировомууровню»и«приоритет наукоемкомупроизводству».
О программе «гуманизации политической системы, социальных отношений, бытовой культуры» заговорил в свое время заместитель руководителя президентской администрации Владислав Сурков.12 Более того,спикер Совета Федерации,лидер партии «Справедливая Россия» Сергей МироновнамеренстроитьвРоссии«социальныйгуманизм» -некоеновое издание «социализма с человеческим лицом». Суть этой концепции, по словамМиронова, составляюттакие положения,как: созданиенезависимой службысоциальногоконтролявласти,атакжеоценкаэффективностивласти с применением «показателей социальной эффективности» (количества детскихсадов,состояния дорог, показателей рождаемости,смертностии численности населения).
Таким образом, трансформацияпонятия«гуманизм» в обществе постмодерна включаетвсебя:
попытки установления общекультурных, образовательных, просветительских исоциальныхстандартовобщественной жизни и применением и «показателей социальной эффективности» государственного управления;
синтез конструкта социального государства с идеей гуманизма;
новое понимание сущности социального гуманизма, в основукоторогоположена идея социального творчества;
приоритет гуманистических ценностей над ценностями потребления;
гуманистическое оздоровление «социальной среды человека»;
развитие отечественного производства как инструмента социальной политики;
гуманизацию политической системы и социальных отношений и, прежде всего, признание равенства человеческогодостоинствавсехучастников общественных отношений.
Однако,вэтихи другихконструкцияхсоциальногогуманизма(не говоря уже об его управленческой платформе) очевидны попытки совместить несовместимые понятия «социального гуманизма» и «социальной справедливости». Показательно, что до сих пор категории социальной справедливости и гуманизма рассматриваются как однопорядковые в системе высшихценностейгосударстваи общества.Именнонаэто основано данноев Энциклопедическом словаре Конституция Российской Федерации» определениеправовогогосударства. Болеетого, категориясоциальной справедливости, превратившаяся в «разменную монету» для разных политическихсил,выступаетоднойиз основныхсоставляющихсоциального государствавКонституцияхзападных стран.ОсновательРимскогоклубаА. Печчеи объявил справедливость «условием sine gua non самого существованиячеловеческогообщества»,полагая,что «безсправедливости нет,инеможетбытьникакого стабильногомира или безопасности, никакого социального развития, никакой свободы личности, человеческого достоинстваиприемлемогокачестважизнидлявсех».АВатиканвмарте 2008г.пополнилкатолическийсписоксмертныхгрехов,в числокоторых, нарядус генной инженерией и опытами на людях,загрязнением окружающей средыиупотреблениемнаркотиков,доведением до бедностиинеумеренным обогащениемвошлаисоциальная несправедливость.Каквидно, кпрежним грехам индивидуального характера добавились грехи общественного значения.
Впрочем, Русская православная церковь отнеслась к этому нововведениюдостаточнопрохладно,отметив,чтожесткаярегламентация противоречитдуховномупонятию греха.
Темнеменее,в последнеевремяконцептсоциальнойсправедливости всебольшеподвергаетсякритикекак«справа»,таки«слева». Вчастности,в известнойработе Ж.Ф.Лиотара, написанной ещев 1979 г.истех пор неоднократно переиздававшейся, ставилась задача объяснить кризис метанарративовистиныисправедливости.18Вомногомкритикасвязана с неопределенностью и идеологической перегруженностью, противоречивостьюиотносительностью(историческойи цивилизационной) данного понятия, не способного стать интегрирующим ценностным основанием социального государства в современном понимании этого слова. Даисамопонятиесправедливостивключаетвсебямножествосмыслов и мировоззренческихобразовразличных ступеней цивилизационного развития, которыепроходятстраны(втомчислеиРоссии) всвоейистории.Здесь можно обнаружить и уравнительно-распределительное понимание справедливости,имеющее своим истоком общинную жизнь и трансформировавшееся в идеал «коммунистического общежития» в советскуюэпоху.Кстати,критикапартийныхпривилегийвторойполовины 1980-хгодоввомногомопираласьна такоепониманиесправедливости.Как это не парадоксально, но этот же «брэнд» использовали пропагандисты рынка, представляяего вобразезападногосупермаркета,исключающего дефицит,азначитинесправедливыезакрытыераспределители.Вусловиях «олигархическогокапитализма»гуманнымипредставлялисьдаже гарантии личной свободы, которыедает крупнаясобственность. [4,54]
Любые принципы справедливости имеют смысл только на фоне определенным образом структурированной социальной реальности, особенности которой представляют возможности поиска справедливой системывзаимоотношениймеждучленамиобщества. НапримервСССР,где несколькопоколенийлюдейвырослисверойвсоциализм каксправедливый строй,идеясоциальнойсправедливостивоспринималась одновременнокак вектор движения в прогрессивном направлении. В свою очередь, для реализациичувствасправедливостинеобходиммощныйвнешнийресурс - распределяемых материальных благ илилегитимнойвласти.Неслучайно,в системе смыслов, определяющих архетип понимания справедливости, имеетсяслой,восходящийкидеалусильнойцентральной государственной власти, олицетворяемой справедливымправителем.