Социальная структура и социальная стратификация
1. Основные понятия стратификационного анализа
Горизонтальная дифференциация (гетерогенность)– деление общества на группы, расположенные по «горизонтали», т.е. не сравнимые по принципу «выше» или «ниже». Описывается с помощью номинальных параметров: пол, раса, вероисповедание, место жительства, возраст и др.
Социальная стратификация- структуированное неравенство между различными группами людей. Базируется на ранговых(статусных) параметрах: профессия, доход, власть, престиж и др.
Неравенство- неодинаковый доступ к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям.
Богатство- максимальное количество ликвидных ценностей.
Абсолютная бедность- состояние, при котором индивид (семья) не может удовлетворить базисные потребности, либо способен удовлетворить только потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость.
Относительная бедность- условия жизни ниже среднего стандарта, сложившегося в обществе.
Власть- способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов; распоряжаться ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения; предоставлять полномочия, услуги, привилегии.
2. Социальная мобильность: сущность, формы
Классической работой в области социальной мобильности является работа Питирима Сорокина «SocialMobility, ItsFormsandFluctuation» (1927г.). Под социальной мобильностью П. Сорокин понимал «…любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть восходящие и нисходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта».[1]
Кроме этого, трудовая мобильность может быть классифицирована на основе других признаков:
- добровольная, вынужденная;- внешняя, внутренняя;- квалификационная;- межпоколенная, внутрипоколенная; | - организованная, неорганизованная;- территориальная; - отраслевая; - между альтернативными отраслями. |
Показатели мобильности
· Скорость мобильности - количество ступеней иерархической лестницы, проходимых индивидом или группой за определенное время;
· Объем мобильности - число индивидов, которые участвовали в социальной мобильности в течение определенного времени;
· Для территориальной мобильности: объем и структура миграции, иммиграции, эмиграции.
Основные факторы:
Групповой мобильности:
· научно-технический прогресс,
· степень открытости общества,
· войны,
· социальные революции,
· экономический спад, кризис,
· смена или изменение конституции,
· уровень рождаемости в различных стратах,
· смена политических режимов.
Индивидуальной мобильности:
· степень мотивированности, сознательные усилия,
· статус семьи,
· образование, профессия,
· политические убеждения,
· социально-демографические характеристики.
3. Проблемы эмпирического измерения социальной
стратификации
Основные подходы к выделению критериев стратификации:
К. Маркс: собственность; Э. Райт: собственность и положение в системе управления; М. Вебер: богатство, престиж, власть; П. Сорокин: привилегии и власть, собственность и профессия; П. Бурдье: «капитал» в широком смысле как любого рода возможность влиять.[2]1
Фрагменты методик измерения социальной стратификации
Методика Ллойда Уорнера. Определялся стандартный индекс статусных характеристик на основе таких переменных, как образование, место жительства, доход, происхождение. Классы, исходя из данной концепции, это большие группы людей, в существование которых верят члены общества и которые размещаются на высших или низших уровнях.
Методика В.А. Анурина. На основе методологического подхода П.Сорокина выделяются три вида подпространств: экономическое, политическое и профессиональное и в каждом из них - эмпирически измеряемые переменные.
Методика Дж.Аткинсона (флексибилизация фирмы). Касается сегментации рынка труда. Выделяют следующие сегменты на основе условий и гарантий занятости:
· Ядро,
· Первая периферийная группа,
· Вторая периферийная группа,
· Внешняя периферия.
Современные подходы к выделению критериев стратификационного деления (для обсуждения):
По мнению Л.А. Беляевой, можно сформировать три группы критериев: социально – политические; социально-экономические; социокультурные. Из всей совокупности критериев выделяются основные критерии, определяющие экономическую стратификацию, которая, по мнению автора, в современных кризисных условиях вышла на первый план. Это такие критерии, как: «социальный статус профессионально – должностной группы, отражающей ее место в системе власти; отношение к собственности; отраслевая занятость; территория проживания».1
Т.И. Заславская предлагает проводить измерение социально - трансформационной структуры в двух плоскостях: социальном (или вертикальном) и политическом (или горизонтальном). Критерием выделения социальных групп (или слоев) в социальном измерении являются: масштаб и структура ресурсов, а соответственно, масштаб воздействия на трансформационный процесс. В основе выделения групп в политической плоскости лежит «общность актуальных политических и экономических интересов, находящих выражение в социальных действиях, сознательно направляемых или опосредованно содействующих реализации определенных сценариев общественного развития».[3]
Методология изучения социального ресурса могла бы стать, по мнению В.А. Ядова, универсальным методологическим инструментом анализа социальных неравенств, который можно рассматривать как «нейтральный к данной конкретной теории и позволяющий осмысливать эмпирические данные в рамках разных теорий социального неравенства».[4]
4. Бедность и неравенство
Бедность- это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.
Нищета:
· люди, находящиеся в состоянии крайней бедности;
· люди, зарабатывающие себе на жизнь попрошайничеством.
«Догоняющая бедность» - стремление к престижному потреблению.
Субкультура бедности:
· отсутствие четких моделей ролевого поведения;
· отчуждение и политическая пассивность;
· отсутствие долгосрочных жизненных планов и уверенности в себе;
· повышенная конфликтность;
· ранний секс;
· культ физической силы.
Два подхода к изучению бедности: социал-дарвинизм и эгалитаризм (18-й век - первая половина XX-го века)
Социал-дарвинизм:
- использовались принципы борьбы за существование, естественный отбор, неизбежность социального неравенства и ненужность коренных социальных реформ;
- проповедовался культ предпринимательства и богатства;
- бедные считались лично ответственными за свое состояние.
Эгалитаризм:
- проповедовали равенство как принцип организации общественной жизни;
- бедность - социальное зло, результат определенного типа распределительных или производственных отношений;
- бедность- форма и мера эксплуатации трудящихся.
[1] Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. - С. 373 – 374.
1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - С.196.
1 Беляева Л.А. Динамика социальной стратификации в период реформ // Куда идет Россия? Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.:2000. - С. 244-245.
2 Заславская Т.И. О роли социальной структуры в трансформации российского общества / Куда идет Россия? Власть, общество, личность/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.:2000. - С.225-226 .
[4] Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: МВШСЭН, 2001. - С.318-319.