4. Общее возрастание организации, выражающееся в структурной и функциональной дифференциации общества, вызывает постепенное изменение в преобладающей форме интеграции: на смену механическому соединению частей приходит все более возрастающая их взаимозависимость. По мере развития общественный агрегат все более приобретает сходство с организмом. Сложные общества, интегрированные на основе взаимозависимости частей, обладают большей «жизнеспособностью», но вместе с тем и гораздо более уязвимы перед лицом разрушительных факторов.
5. Общественное развитие имеет кумулятивный характер: изменения в обществе и различных его частях протекают не независимо друг от друга; структурные преобразования в различных подсистемах и институтах общества обладают определенным изоморфизмом, так что каждое новое развитие не проходит через все предварительные стадии, а отталкивается от той общей ступени развития, которая на данный момент достигнута.
Указанным структурным закономерностям, а также общесистемному принципу самосохранения подчиняется, по мнению Спенсера, не только социетальная макросистема, но и отдельные ее подсистемы и институты.В качестве примера можно привести спенсеровскую интерпретацию развития систем идей и верований: «...нет никакого сомнения, что верования, составляющие систему суеверий, развиваются по тому же способу, как и все остальное. При помощи процесса непрерывной интеграции и дифференциации они слагаются в агрегат, который, возрастая в объеме, переходит в то же время от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Впрочем, это соответствие совершенно неизбежно. Тот закон, который управляет развитием человеческого существа, а следовательно, и развитием человеческой мысли, должен необходимо управлять всеми продуктами этой мысли. Выражаясь в структурах и, как следствие, в функциях этих структур, этот закон не может не выразиться и в конкретных проявлениях таких функций. Подобно тому, как язык, рассматриваемый как объективный продукт, несет на себе отпечаток этого субъективного процесса, так же несет на себе этот отпечаток и система идей, относящихся к природе вещей, — система, точно так же составляющая постепенно сложившийся продукт деятельности человеческого духа»
Заключение
Спенсер сделал значительный шаг вперед, по сравнению с Контом, в реализации позитивистского требования соотносить теоретические обобщения с эмпирическими фактами. Его идеи оказали громадное влияние на социологию и общественно-политическую мысль 1880—-90-х годов, хотя влияние это было и противоречивым. Буржуазно-радикальных мыслителей привлекала уверенность Спенсера в неодолимости социальной эволюции, признание закономерностей всего существующего, строгость и научность выводов. Нельзя не учитывать, что в это время в философии и социальных науках процветал откровенный идеализм, было сильно влияние клерикализма, а в историографии господствовал подход, сводящий исторические процессы к отдельным событиям и деятельности великих людей. Поэтому его идеи имели прогрессивное значение.
Он воспринимает факт уже не как интуитивно наблюдаемую реальность любого масштаба, а как конкретное явление или событие, фиксированное в письменном тексте, которое можно подвергнуть необходимой качественной обработке и полуформализованной систематизации. При этом необходимо большое количество однородных фактов, хотя не уточняется, какое именно, чтобы получить надежные индуктивные обобщения, которые, в свою очередь, проверяются путем их соотнесения с более общими положениями, полученными с помощью дедукции. Тем самым, проверяются и эти дедуктивные положения.
Такой методологический подход, реализованный в цикле фундаментальных трудов, сопровождаемых тысячами фактов, был убедительным для многих читателей трудов Спенсера. Он имел поклонников и последователей не только в Англии, но и в других странах Европы. В России они переводились очень.
Список литературы
1) Бачинин В.А. История западной социологии: Учебник. - СПб.: Лань, 2002 - с. 96-120
2) Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для вузов: - М.: Культура; Академический проект, 2005 - с. 55-61
3) Лапин Н.И.Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие: - М.: Альфа, 2000 - с. 226-229
4) Американские школы эмпирической социологии. -М.,2002:-http://library.sociology.kharkov.ua/books/empir_soc1/index.html
5) Култыгин В.П. Классическая социология: Учебное пособие для вузов: - СПб.: Эксмо,2002 - с. 340-346
6) Даниленко О.А. Спенсер Г.: Основная методология и практики социологии XIXв.//Социс.-1997-№12.-с.8-22
7) Бачинин В.А. История западной социологии. Учебное пособие для вузов: -М.:Константа,1996.-С 31-42
8) Александров Г.Ф. История социологии как науки.: -М.:Аспект Пресс,1999 – с.166-169