Смекни!
smekni.com

Сущность и значение социальных норм в современном обществе (стр. 3 из 4)

Понятые таким образом социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы последним и пренебречь. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определённого рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес, который не обязательно является интересом преобладающей части населения. Он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

2. Виды социальных норм

2.1.Социальные предписания

Социальные предписания – это социальные нормы в узком смысле слова. Это социальные нормы, которые определяют социальное поведение человека, т.е. отношение человека к другим членам общества.[4] Когда люди поступают в соответствии с общественными предписаниями, устанавливается такое социальное состояние, которое является полезным, т.е. такое, которое может считаться полезным для общества, создающего данные правила. Социальные предписания регулируют отношения между людьми в государстве и в более узких общностях, т.е. в социальных группах.

Социальное предписание имеет две части: диспозицию и санкцию. Диспозиция представляет собой ту часть социального предписания, которая определяет поведение индивида таким образом, чтобы был соблюдён интерес общности, коллектива. Санкция предусматривает лишение того, кто нарушил диспозицию, известных благ и тем самым удоалетворяется стремление общности к наказанию тех членов общества, которые не придерживаются принятого способа поведения. Весьма важным является также и опосредованное воздействие санкции на поведение, а именно: а именно: зная, что им грозят определённые санкции, т.е. лишение известных благ, люди, как правило, воздерживаются от нарушения общественных предписаний.

Однако санкции, при помощи которых общество стремится воздействовать на поведение людей, дабы оно соответствовало диспозиции юридической нормы, не могут быть исключительно негативными, т.е. направленными лишь на лишение некоторых благ тех членов общества, которые нарушают общественные правила. Могут быть предусмотрены и позитивные санкции – не за нарушение правила, а за поведение в соответствии с ними.

В обществе существуют многочисленные социальные предписания, которые можно отнести к различным видам на основе самых разных критериев. Чаще всего они различаются а зависимости от вида общности, которая их создаёт, от деятельности, к которой данные предписания относятся, и вида санкций, которые применяются при нарушении предписания.

Наиболее существенные различия проистекают из санкций. Более суровые санкции по отношению к нарушителю предусматривают те общественные предписания, которые созданы организованными социальными общностями. Обычно в этом случае речь идёт о лишении нарушителя значительных благ при помощи принуждения, которое часто выступает в форме физического насилия. Правовые нормы являются наиболее типичным представителем данного вида социальных предписаний.

В неорганизованных социальных общностях социальные предписания возникают спонтанно, в течение длительного времени, и глубоко внедрены в сознание членов общности. Примером социальных предписаний, создаваемых организованными общностями, являются правовые, а неорганизованными общностями – обычные нормы. Право представляет собой особый вид социальных предписаний, тесно связанных с государством. Его можно определить как совокупность социальных предписаний, чьи санкции обеспечивает государство.[5]

Элементами правовой нормы как социального предписания, чьё применение обеспечивает государство, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза определяет условия, при которых некоторое социальное отношение становится правовым, т.е. таким, в котором люди должны вести себя, как предписывает правовая норма. Диспозиция есть само правило поведения, которое предписывается правовой нормой. Санкция есть часть правовой нормы, в которой указывается, что произойдёт с людьми, которые не поступают в соответствии с диспозицией правовой нормы и какие меры должен предпринять государственный орган в отношении нарушителей нормы, чтобы обеспечить её выполнение.

Обычные правила как социальные предписания возникают в неорганизованных социальных общностях в процессе длительного воспроизводства определённого способа поведения. В этом смысле обычай чаще всего определяют как совокупность «правил, которые возникают в некоторой социальной группе в результате длительного сохранения определённого поведения, считающегося обязательным для членов этой группы».[6] Поэтому обычай является социальным предписанием, сила которого обусловливается его длительным существованием, но в этом же заключается и его слабость.

Санкции за нарушение обычных норм, как правило, не применяет никакой специальный орган, их применяют отдельные члены общества, которые считают это своим долгом.

2.2 Технические правила

Технические правила представляют собой такие нормы поведения, которые являются социальными лишь опосредованно. Но именно они регулируют не отношение человека к другим людям, а отношение человека к природе. Это те нормы, которые основываются на знаниях о природе и определяют поведение человека в процессе присвоения им природы. Однако человек относится к природе не только как природное, но и как общественное существо, т.е. его отношение к природе и обществу является социальным отношением. В этом смысле рассматриваемые нормы также являются социальными.

Посредством действий, которые предписываются техническими правилами, человек может осуществить известные благоприятные для него изменения в природе. Поэтому можно сказать, что данные нормы определяют деятельность по преобразованию природы.[7] Технические правила служат достижению цели, в которой заинтересованы либо отдельный человек, либо множество людей.

Люди в своём поведении придерживаются технических правил, ибо, поступая в соответствии с ними, они осуществляют некий свой интерес; игнорируя же данные правила, они не могут реализовать свой интерес и могут понести определённые лишения. Именно поэтому и нет необходимости в том, чтобы общество обеспечивало выполнение технических правил путём применения санкций по отношению к их нарушителям.

В развитых обществах существует большое число технических правил. Каждая часть человеческого творчества создаёт собственные технические правила. При этом они подвержены неправильным изменениям, происходящих в ходе изменения человеческого сознания и способов присвоения природы, её приспособления к потребностям людей. Изменение технических правил непосредственно связано с развитием науки и появлением новых возможностей для развития технологии.

По сути, технические правила являются социальными правилами, ибо отношение человека к природе есть социальное отношение; также и отношение человека к науке.

3. Роль социальных норм в современном обществе

Ещё в давние времена социальные нормы играли важную роль в современном обществе, что приводило к различным дискуссиям. Социальным нормам в обществе отводят различные роли. Так, например, известный норвежский социолог, философ и знаток экономической теории, профессор Чикагского университета Юн Эльстер в своей статье распространяет экономические исследования на социальные нормы. В ней речь идет об известном противопоставлении: homo economicus и homo sociologicus, когда предполагается, что первый из них руководствуется принципами инструментальной рациональности, в то время как поведение второго определяется социальными нормами. Более подробное рассмотрение социальных норм приводит Эльстера к выводу, что далеко не все эти нормы ориентированы на достижение результата, наиболее выгодного для всех членов коллектива или общества, или, другими словами, являются рационализацией личного интереса.[8]

Л. Тевено в своей статье говорит о том, что если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия социальной нормы, то экономисты опираются главным образом на принцип экономической рациональности: социальные нормы, которым следуют социальные факторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность факторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые факторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.[9]

Социальные нормы затрагивают все сферы жизни.