Можно сказать, что чат - это разновидность форумов, отличающаяся от них отсутствием какой-либо определенной научной или социальной тематики. Создаются они непосредственно для симуляции живого группового общения в основном молодых людей. Общение проходит в виде полилога часто незнакомых людей, преследующих цель – заведение знакомств.
Подобно живому знакомству, для реализации указанной цели, как правило, существует несколько этапов: участники, читая различные высказывания, находят близкого или интересного им человека с которым, поначалу, обмениваются общей информацией о себе, либо открыто предлагают ему познакомиться. Далее следует диалог, который существует для более глубокого изучения собеседника, и, в конечном итоге, если собеседники заинтересованы друг в друге, они договариваются о встрече в реальной жизни. При этом все участники, находящиеся в чате имеют возможность наблюдать за их общением или присоединяться к ним. Отличительной особенностью является относительная кратковременность (по сравнению с форумами) каких-либо дебатов между оппонентами.
Преимущества и недостатки чатов те же, что и у общения на форумах.
До появления ICQ общение в сети именно с теми, с кем вам нужно, было делом затруднительным: нужно было заранее обговорить место и время «встречи», либо долго сидеть в каком-нибудь чате, ожидая друга, или ждать, когда тот прочитает e-mail и ответит. ICQ, собственно, все эти проблемы успешно решило, привнеся в виртуальное общение интерактивность и мгновенную доступность собеседника. При регистрации каждый пользователь получает свой собственный номер – UIN (User Identification Number), которым он может обмениваться со своими знакомыми, как номером телефона. Сервис ICQ предоставляет возможности обмена сообщениями как в реальном времени, так и в режиме электронной почты. Пользователь может искать единомышленников, составлять контакт-листы своих знакомых, которые будут автоматически оповещаться при его подключении к сети, вести архивы переписки.
Работа ICQ ничем не отличается от работы обычного пейджера.
На сегодняшний день являются популярным средством общения (от английского blog, web log – сетевой журнал). Это сетевые дневники, которые ведутся на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого добавления записей, комментирования, составление списка друзей и так далее. Блоги используются не только для самовыражения, но и в деловых целях. Многие компании ведут корпоративные блоги, которые представляют собой сетевые доски объявлений.
IP телефония связует два важнейших атрибута современной жизни – телефон и интернет. Совсем недавно телефонные сети и сети с коммутацией пакетов (IP-сети) существовали практически независимо друг от друга и использовались для различных целей. Телефонные сети функционировали только для передачи голосовой информации, а IP-сети - для передачи данных. Современное средство связи - IP телефония объединила обе сети посредством устройства, называемого шлюза. Шлюз представляет собой устройство, в которое с одной стороны включаются телефонные линии, а с другой стороны - IP-сеть (например, Интернет).
IP-телефония стала одним из самых быстроразвивающихся и надежных способов связи в последнее время. По сравнению с обычной телефонной связью IP телефония имеет рад существенных преимуществ. Любые звонки можно осуществлять очень быстро и дешево, при междугородних звонках IP телефония предоставляет клиенту значительные преимущества общения, делая его гораздо более доступным, а значит длительным.
Благодаря IP-телефонии появилась возможность поговорить с дорогим, любимым и близким человеком, который находится за сотни и тысячи километров, при этом, не думая, что утекают драгоценные минуты разговора, за который придется заплатить много денег. Обычная телефонная связь при междугородних звонках обойдется гораздо дороже.
Технология передачи голоса посредством IP – сети интересна многим. Обеспечиваться IP-телефония может посредством схем: компьютер – телефон или компьютер – компьютер, а также телефон - телефон. Основное и незаменимое в IP телефонии – это интернет, так как с помощью него осуществляются голосовые переговоры. Из любого уголка мира с помощью IP-телефонии может осуществить звонок с компьютера или телефона, если там установлено необходимое программное обеспечение. Сегодня многие интернет-провайдеры предоставляют данную услугу на очень выгодных условиях.
Помимо текстового общения в Интернете, которое в настоящее время в подавляющем большинстве, существуют и различные средства для аудио и видео общения через Интернет. Для этого требуются дополнительное техническое – микрофон и веб-камера – и программное обеспечение. Однако использование данного средства общения в реалиях российского Интернета почти невозможно.
В текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется "nick" (от "nickname" - псевдоним) или "label" - "лейбл", "ярлык".
Тот факт, что в Интернет люди создают себе некие "виртуальные личности", создает дополнительные возможности для изучение идентичности. Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью.
Более конкретно, можно выделить следующие проблемы. Во-первых, соотношения "виртуального Я" (то есть "Я", которое человек использует в телекоммуникации) с реальным и идеальным "Я" этого же человека. По данным, полученным при помощи личностного семантического дифференциала, виртуальная личность подростка (она же - самопрезентация в Интернете) более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным "Я".
Гипотетическим объяснением того, почему одни люди конструируют виртуальные личности, а другие - нет, может быть степень социальной ригидности личности (неспособность или затрудненность личности изменять ранее намеченную программу действий в связи в новыми обстоятельствами, требующими ее перестройки). Выделяется два основных типа социальной ригидности. Первый - это ролевая ригидность (или ригидность "Я" - концепции), которая проявляется в том, что человек воспринимает себя как исполнителя строго определенного набора ролей и, соответственно, "упорствует в определенных видах ролевого поведения". Второй - это диспозициональная ригидность (наличие жестких установок, определяющих восприятие мира в черно-белых тонах).
В исследовании А. С. Волович (1990) говорится о том, что "для неригидного усвоения групповых норм необходимо, чтобы социальное "Мы" человека было достаточно широким, а не ограничивалось идентификацией с отдельной группой. Это обеспечивается за счет наличия большого числа референтных групп и свободы выхода из них".
Исходя из этого, можно предположить, что люди, которые конструируют виртуальные личности, обладают низкой социальной ригидностью, а люди, которые никогда не конструируют виртуальные личности - высокой социальной ригидностью. Относительно идентичности этих двух групп людей можно сделать следующие предположения. Люди, конструирующие виртуальные личности, либо имеют большое количество референтных групп, из которых они могут свободно выйти (то есть, обладают широкой социальной идентичностью), либо же в их идентичности социальная идентичность вообще не является преобладающим аспектом, и позитивная идентичность в целом поддерживается за счет позитивной личной идентичности. Для людей, которые не склонны конструировать виртуальные личности, может быть характерна высокая степень социальной ригидности и преобладание в идентичности в целом социальной идентичности.
Конструирование виртуальных личностей может носить возрастной характер и быть связана с самоопределением. Многие авторы отмечают существование кризиса идентичности в подростковом возрасте, когда собственное "Я" представляется подростку размытым. При этом виртуальные личности могут выполнять функцию самоверификации. Существует также точка зрения, согласно которой конструирование виртуальных личностей в Интернете - отражение изменений структуры идентичности человека (тенденция к множественности идентичности в реальной жизни), которое является отражением социальных изменений
Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых. В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, представившись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего «Я» в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует. В описанном случае общение в Интернет носит характер дополнения к основному общению. Но оно может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).