Смекни!
smekni.com

по Социологии 3 (стр. 2 из 5)

Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому “узаконенному” поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей.

Социальные законы имеют большое значение в исследовании общественных явлений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и действие социальных законов дают возможность применения научного подхода в социологии. Непредсказуемость, беспорядочность и хаотичность поведения людей в обществе не могу быть исследованы с помощью научных методов, и напротив, предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

Детерминизм в социологий

Детерминизм (от латинского determine - определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме нацеливают научное исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерности.

С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Так концепция жесткого, или лапласовского детерминизма основана на представления о жесткости связей реального мира: любая выявляемая связь – независимо от ее природы или параметров – в равной мере необходима. Любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма известен еще со времен античности. Концепция жесткого детерминизма выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые “породили” статические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и знаний, которые можно назвать моделями вероятностей мира. В основе этих моделей лежат представления о статических системах, образованных из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через теорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна – она соотносится с их определенной внутренней устойчивостью. Последняя выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. В результате, согласно этой концепции (в отличие от концепции жесткой детерминации), внешние воздействия допускаю наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но не достаточное условие для образования статических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.

Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации – представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

Во 2-й половине XX века в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основу новых методов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности. На первый план вышла проблема самодетерминации и вероятностные модели фактически рассматриваются как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор анализе внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание детерминантам внутренним. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых к представлению о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и скрытость будущего. Современные версии детерминизма описывают многообразные формы взаимодействия явлений, их характера, то есть в центре внимания оказываются пространственные и временные корреляции, симметрии, асимметрии, взаимодействия системы и между системами, вероятностные отношения и т.д. Например, установки политического детерминизма позволяют объяснить коллективное поведение людей, связанные с ним потребности и интересы. Политическому детерминизму присуще как объективное, так и субъективное измерение. Объективные политические детерминанты – совокупные цели, интересные, потребности группы, партии, движения, к которым принадлежит индивид и которые реализуются в действиях этих политических объединений. Субъективные политические детерминанты – ценностные ориентации и побуждения, мотивы, заставляющие личность включаться в политику. Процесс перехода от объективной в субъективной политической детерминации включает психологические и социокультурные механизмы перехода от индивидуального поведения личности к коллективному поведению группы, придает новое качество феномену политического на уровне жизнедеятельности общества как сложной целостности.

Вопрос №2 Понятие лидерства. Основные функции лидера.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы.

Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, кото­рый при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходи­мые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от ха­рактера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-испол­нитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност­ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста­нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

С точки зрения масштабности решаемых задач выделя­ют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об­щественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада­чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со­стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.