Смекни!
smekni.com

Институт социальной работы и его роль в построении общества гражданского согласия (стр. 2 из 5)

В наше времябольшинство социальных работников, как и врачей, учителей и представителей других гуманистических профессий, работает в государственных и иных официальных учреждениях. Но при всем том они не являются - и в этом особенность позиции данных групп - только исполнителями «приказа сверху», бюрократами, единственная забота которых сводится к такой рационализации деятельности, чтобы при минимальных затратах получить максимальную отдачу для себя лично или для государства. Профессионалов отличают особая нравственная позиция и обладание знаниями, опираясь на которые, они не только самостоятельно оценивают ситуацию, но и выбирают вариант своего дальнейшего поведения. Особенно явственна связь между операциональными и морально-этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть гуманистическими (социальная работа относится к их числу). Они основаны на научной объективности и часто ставят задачу «инженерии», «проектирования» человеческих отношений, но непременно с целью, определяемой интересами клиента.

Надо отметить, что в основе профессиональной позиции социальных работников, из которой вытекают специфические подходы и методы работы, представляющие собой полную противоположность чисто бюрократическим или грубо утилитарным и эгоистическим решениям, лежат две концепции: во-первых, сама идея профессионализма; во-вторых, представление о правах человека.

Идея «профессионализма», задающая модель и стандарт поведения, существенно повлияла на организацию социальной работы на всех уровнях общественной жизни от индивидуального до общесоциального, она обусловила то идейное единство, которое характеризует профессию как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер деятельности (различные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), в социальной работе определилась общая специфика, которая позволяет считать ее единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.

Профессионализм - ключевое понятие в определении сути социальной работы. В современном значении термин «профессия» указывает на некий круг проблем, а также наборприемов и принципов (в том числе этических), с помощью которых можно эти проблемы выявлять и решать. Важнейшим фактором, определяющим профессиональную автономию специалиста и независимость выражаемой им позиции, наряду со знаниями, навыками, умениями, выступает профессиональная этика. Именно в этических принципах заложены основы ценностной профессиональной позиции, очерчен предел допустимого со стороны специалиста поведения, заданы некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, внешними инстанциями. Вместе с тем, в этике находит свое отражение сущность профессии, в наибольшей степени выражается нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Показательны с этой точки зрения международные этические стандарты, принятые и действующие в области социальной работы[1]. Так, в преамбуле одноименного документа мы читаем: «Социальная работа исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека. Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, в достижении социальной справедливости»[2].

Приняв на себя функции реализации социальной политики и фактически став агентами государства, социальные работники, тем не менее, не превратились в послушных исполнителей государственной воли, не стали в своей деятельности пренебрегать частными интересами конкретных людей в рамках реализации абстрактного и всеобщего интереса государства. Более того, в п.3.4.3 международных этических стандартов по этому поводу прямо указано, что социальный работник обязан «нести максимальную ответственность перед клиентом, способствуя желательным изменениям в социальной политике и практике (курсив наш. - А.Г.) через соответствующее агентство или организацию. Если желаемые результаты через эти каналы не достигаются, инициировать обращение в высшие инстанции и к более широкой общественности, заинтересованной в решении этой проблемы»[3]. Другими словами, социальный работник является не только агентом реализации социальной политики государства, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей. Причем если в первом случае деятельность социального работника осуществляется с обществом в его гражданском состоянии, то во втором, напротив, с обществом в его внегосударственной самосубъектности.

Социальная работа, как и гражданское общество, последовательно проходит в своем развитии от профессионально осуществляемого общественного вида деятельности в его внегосударственном состоянии к государственным формам организации, отрицая себя на каждом последующем этапе развития. Однако для достижения общественного согласия жизненно необходимо качественное проведение социальных работ в той и в другой форме, т.к. уничтожение внегосударственной социальной работы приведет к стагнации системы социальной защиты населения, в то время как разрушение государственной системы сделает помощь доступной только для определенной части нуждающихся.

По сути дела социальная работа в обществе выполняет важнейшую функцию, функцию посредничества. Она становится тем институтом гражданского общества, благодаря эффективной деятельности которого в рамках конкретных ситуаций, в повседневной бытовой жизни людей обеспечивается согласование всеобщего и частного интересов,в результате чего социальная справедливость принимает вполне конкретные очертания, соответствующие субъективному представлению о ней каждого человека.

Важно, что социальная работа отстаивает необходимость комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Сегодня она остается верна идеям прав человека и профессионализма, воспринимая себя как их современное воплощение. Социальные работники часто оказываются в роли критиков существующего порядка вещей, поскольку подобно представителям других гуманистических профессий в своей деятельности ориентируются на общечеловеческие ценности, нашедшие выражение в следующих принципах профессиональной этики.

- «Каждый человек ценен своей индивидуальностью, которую следует учитывать и уважать;

- Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;

- Каждое общество, независимо от его формы должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

- В своей деятельности социальный работник должен руководствоваться принципом социальной справедливости;

- Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;

- Социальный работник должен оказывать помощь каждому, кто нуждается в ней вне зависимости от пола, возраста, физических и умственных способностей, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации клиентов;

- Социальный работник должен уважать основные человеческие права и действовать в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области;

- Социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации о своей деятельности. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями;

- Социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий;

- Социальный работник должен свести до минимума применение правового и иных видов принуждения при решении проблем клиента;

- Социальная работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей и унижение их человеческого достоинства»[4].

Безусловно, не все так идеально на практике. Постепенное огосударствление социальной работы сковывает свободу индивидуального выбора специалиста, отдаляет от живого человека, реальных проблем «меньшинств», мешает увидеть и оценить их индивидуальность и самобытность. В системе, создававшейся из лучших побуждений, все более выражено проявляются бюрократические тенденции и стремления найти универсальный и рациональный подход к решению проблем клиентов. Однако по-прежнему образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этических принципов, превращая их в систему профессионального мировоззрения, определяющую особенности жизнедеятельности специалиста, чем всячески сдерживают процесс обюрокрачивания профессии.