Немаловажен тот факт, что вне зависимости от оценки качества вокала солиста той или иной российской эмо-группы, сами вокалисты являются действительно поющими, что сразу же резко дистанцируется эмо-команды от большинства представителей отечественной поп-сцены, использующих для своих выступлений фонограмму. Вдобавок, применяя достаточно оригинальные способы подачи звука, отечественные эмо-группы не довольствуются только привнесенными из-за рубежа эмо-элементами – контрастами скорости и громкости, - но и чередуют их со средним темпом и позаимствованными у лучших представителей российской рок-сцены многочисленными гитарными приемами.
Сами тембры эмо-солистов достаточно оригинальны и отличаются друг от друга, при всем стремления подобных групп в целом соответствовать некоему, пусть и довольно условному, но уже сформировавшемуся российскому эмо-формату. Вокалистами таких команд являются в основном молодые люди, женский вокал может использоваться лишь в качестве дополнения к мужскому голосу.
В России музыкальные эмо-группы появились приблизительно шесть лет назад, то есть уже в нынешнем, 21-ом, веке. Позаимствовав основу у своих зарубежных коллег, в том числе и у существующих ныне групп, сочетающих в себе черты эмо и популярной музыки, они смогли заявить о себя в первую очередь за счет вокала, наполненного ощутимой тоской, но не скатывающейся при этом в полную депрессию. Добавив к этому нежность проникновенной поэтики текстов и мощный ритм гитар, они постепенно привлекли к себе внимание довольно специфической аудитории, состоящей преимущественно из достаточно молодых людей обоего пола.
Часть групп просуществовали очень недолго, другие благополучно творят до сих пор, но делать какие-либо выводы об их возможной долговечности пока еще рано: слишком мал срок самого российского эмо-стиля.
Творческая деятельность российских эмо-групп фактически не освещается средствами российской массовой информации. Связано это даже не столько с принадлежностью эмо-команд к музыкальному андеграунду, сколько с тем, что отечественная пресса вообще отражает развитие музыкального процесса в стране крайне поверхностно, ориентируясь в основном на личные предпочтения немногочисленных музыкальных обозревателей тех или иных печатных изданий. Подобное положение вещей существует также на радио – и телевизионных каналах, дополняемое еще наличием достаточно жесткого формата при отборе музыкальных композиций на той или иной радиостанции и высокой стоимости эфирного времени на телевидении. Тем более что российские эмо-группы, не будучи в достаточной степени раскручены, выпускают в основном только аудио-альбомы, а снимать клипы пока что находится обычно за пределами их финансовых возможностей.
Зачастую коллективы российских эмо -групп формируются достаточно случайным образом, когда собираются вместе несколько молодых людей, начинающих сочинять песни. Помимо желания выступать и петь, некоторые из них имеют весьма смутное представление о стилистике эмо, ориентируясь в большей степени на творчество своих более известных “коллег” в России или пытаясь соответствовать тем или иным услышанным записям похожих на эмо музыкальных западных групп.
При этом следует отметить, что сам момент позиционирования себя в качестве именно эмо-группы является довольно тонким для некоторых музыкальных российских команд. Часть из них категорически против того, чтобы их музыку относили к этому стилю. Одной из основных причин подобного отношения к самому понятию “эмо” послужило распространившееся в стране – особенно в последние 2-3 года – искаженное представление как о стилистике такой музыки, так и о субкультуре эмо в целом. Не желая вызывать подобного рода ассоциации, часто очень негативные, со своим творчеством, часть групп яростно открещивается от принадлежности к этому стилю, продолжая при этом фактически к нему относиться. Также некоторые музыканты и даже их поклонники признают эмо только западные группы “классического” периода, искренне полагая, что их собственное творчество не имеет к подобной музыки почти никакого отношения. Стремясь к понятной для каждого творческого человека оригинальности и пытаясь создать нечто новое в области звука, они не всегда четко понимают, что ничего принципиально иного они еще не создали, а самобытность их звучания проявляется в не всегда осознанном смешении и использовании уже придуманных до них и ставших чисто техническими приемов и средств выражения чувств и эмоций.
С другой стороны, те из групп, кто сознательно относит себя к эмо, не только заимствует внешнюю сторону этого музыкального стиля, но, являясь приверженцами самой идеологии эмо, стремится в своем творчестве максимально проявить ее, изобретая новые выразительные средства. Опираясь, как уже было сказано, в том числе на творчество отечественных рок-музыкантов, что в сочетании с уже заимствованными традиционными эмо-элементами придает их музыке своебразное звучание и самобытность.
Чтобы разобраться в том, что же на самом деле представляет из себя российская субкультура эмо, кто к ней относится, какова идеология и взгляды людей, считающих себя эмо-кидами, какую музыку они создают и предпочитают слушать – необходимо поочередно рассмотреть все признаки этого неоспоримо существующего явления, начиная от истории создания музыкальных эмо-групп и заканчивая внешним видов тех эмо, что не желают иметь к эмо-музыке никакого отношения, да и саму свою принадлежность к данной субкультуре яростно отрицают.
В немногочисленных книгах и статьях, посвященных современной российской музыке и молодежным субкультурам в целом существует точка зрения, что в последнее десятилетие главное в исполнении песен – это музыкальное звучание, то есть саунд, а остальные составляющие этого процесса – будь то содержание текстов или специфическая обстановка на концертах или в жизни музыкантов – фактически уже не играет никакой существенной роли и не оказывает влияния на творчество музыкальных групп.
Подобного рода высказывания дополняются мнением, что в нашей стране по существу исчезли сами ярко-выраженные молодежные субкультуры. В качестве основного аргумента приводятся многочисленные факты взаимопроникновения различных стилей и невозможность выявить яркие отличительные внешние признаки представителей тех или иных субкультур. Само заимствование друг у друга музыкальных приемов или чисто внешних признаков (таких, как вид одежды) делает фактически бессмысленным некий внутренний код приверженцев какой-либо субкультуры. Признавая тот широко известный факт, что субкультура в первую очередь – это противостояние и несогласие с тем, что из себя представляет окружающая действительность, тем не менее принято считать, что сейчас подобного несогласия не существует, так как молодых людей, в общем-то, все устраивает.
По распространенному мнению, в современной отечественной музыке идея бунта теперь лишь эксплуатируется в коммерческих целях, только символизируя его, “осуществляет маркетинг, то есть создает матрицы для самоидентификации и самоотграничения от “других”… Музыка больше не пробуждает совесть, не обжигает шокирующей истиной, не побуждает к действию – она является не более чем “саунд-треком для стиля жизни”. Это выражение – журналистский штамп 90-х. Сейчас уже невозможно внятно, интересно и нелживо ответить на вопросы, что выражает эта музыка, каков ее месседж, кто вообще за ней стоит… Даже агрессивно быстрая и шумная музыка далеко не всегда предполагает позицию протеста”. Но вместе с тем не стоит забывать и о том, что даже подобная шумовая агрессия уже сама по себе является своеобразной формой протеста – пусть и не всегда осознанной и несущей конструктивные идеи.
Как правило, в любом обществе всегда находятся те, кого не устраивает подчиняться общепринятым и навязанным со стороны предписаниям, пусть даже они несут в себе, на первый взгляд, лишь удобство и комфорт. “Есть нечто в человеческой природе, благодаря чему удается сохранить индивидуальность, не поддаться ни соблазну, ни давлению… Каждый одарен тем свойством души, что можно назвать инстинктом личного выбора, инстинктом собственного предпочтения, инстинктом непреклонного отказа. Это великий импульс. Без него человек остался бы жалким конформистом, а общество погрязло бы в традициях и обычаях ледникового периода… Психическая энергия предельного отказа пересиливает даже инстинкт самосохранения”.
В среде достаточно аморфных социальных групп – тинейджеров и студентов, выделились из общей массы те, кого уже не устраивает попса и так называемая современная “клубная культура” (по существу ничем принципиально не отличающаяся от повседневности за пределами клуба). Также далеко не все люди воспринимают и новейшие стили современной электроники.
Образовавшийся вакуум между этими двумя полюсами было необходимо заполнить. Именно на эту роль претендует возникшая в России субкультура эмо.
Необходимо подчеркнуть, что само по себе появление подобной субкультуры в современном российском обществе связано еще и с тем, что “физиологическая акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода их социализации (порой до 30 лет), что вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям эпохи. Сегодня юноша рано перестает быть ребенком (по своему психофизиологическому развитию), но по социальному статусу еще долгое время не принадлежит к миру взрослых”. Именно эта неуверенность в своем социальном статусе и послужила (помимо прочих других) причиной возникновения субкультуры эмо. Поскольку одним из доступных молодому человеку способов проявить себя и повлиять на собственное положение в обществе является создание музыкальной группы, то в сочетании с присущей большинству людей тягой к творчеству, именно этот вариант самореализации выбирает та часть молодых людей, кто обладает минимальными необходимыми профессиональными навыками в музыкальной сфере. Тем более, что на первоначальном этапе создание подобной группы хотя и требует некоторых финансовых вложений, но не находится за пределами денежных возможностей среднестатистического жителя крупного мегаполиса.