Смекни!
smekni.com

Роль труда в теории постиндустриальных обществ (стр. 1 из 4)

Кафедра социологии и психологии

РЕФЕРАТ

по дисциплине«Экономическая социология» НА ТЕМУ:

Роль труда в теориях постиндустриального общества

Выполнила: студентка 781 гр.

Проверила:

Санкт – Петербург

2010

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика постиндустриального общества......................4

Глава 2. Роль труда в постиндустриальном обществе.........................................7

2.1. Теория трудовой стоимости............................................................................9

2.2. Роль молодежного труда в постиндустриальном обществе...................... 11

2.3. Интеллектуальный труд и формирование «класса интеллектуалов» в постиндустриальном обществе........................................................................... 14

Заключение.............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................17

Введение

Утверждение о спиралевидности и стадийности развития любого общества сегодня является аксиомой. Пожалуй, огромное значение в выкристаллизовывании этой концепции сыграла теория К. Маркса о прохождении обществом в своем развитии определенных формаций. Конечно, термин «постиндустриальное общество» не принадлежит К. Марксу, но само понятие продолжает ряд, начатый Марксом: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Приставка «пост-» в данном случае объясняется тем, что постиндустриальное общество находится в стадии формирования, становления, и у ученых – социологов, историков, экономистов – ещё не сложилось четкого представления об этой эпохе для того, чтобы дать ей более содержательное, точное определение. Постиндустриальное общество характеризуется не только изменением в экономическом укладе и технологиях, но и преобразованиями во всех сферах человеческой жизни - изменениями в отношении к труду, личности, собственности, свободе, полу, ценностям и другим основополагающим концептам, определяющим человеческое бытие. Однако так как понятие постиндустриального общества слишком широко и многоаспектно, темой данной работы была выбрана экономическая составляющая данного типа общества, а точнее – проблема труда в новом обществе, так как изменение отношения к труду и самого этого понятия в новых условиях существования человека как нельзя лучше характеризует новую эпоху и позволяет понять её суть. Целью данной работы, таким образом, является рассмотрение понятий «труд» в постиндустриальном обществе и анализ трансформации значения этого понятия в новом мировоззрении. Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи: дана общая характеристика постиндустриальному обществу, особое внимание обращалось на отличия новой формации от всех предыдущих; затем, было рассмотрено понятие «труд» в новых условиях развития общества, описана новая интерпретация понятия «труд» в постиндустриальном обществе, в том числе рассмотрен молодежный труд.

В работе использованы труды известных историков, социологов, философов современности - как отечественных (Иноземцева В.Л., Красильщикова В.А.), так и зарубежных (Тоффлера А, Белла Д. и др).

Глава 1. Общая характеристика постиндустриального общества Экономические, социальные и культурные преобразования, происходящие в нашем обществе сегодня, наиболее адекватно описываются теорией постиндустриального общества, созданной Д. Беллом и развитой Д. Рисманом, А. Тоффлером, З. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом, А. Туреном и другими. Термин «постиндустриальное общество» впервые появился в США на рубеже 50-60х годов. Американский социолог Даниел Белл широко использовал этот новый тогда ещё термин в своих лекциях для характеристики нового этапа американского капитализма, основными чертами которого являлись экономический рост и повышение благосостояния, связанные с процессами технизации труда. Однако полноценно теория постиндустриального общества начинает развиваться только с конца 60-х годов. Именно тогда были определены отличительные черты нового типа общества: массовое распространение творческого, интеллектуального труда; качественно возросший объем и значение научного знания и информации; развитие средств коммуникации, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством. Ученые начинают рассматривать постиндустриальное общество как качественно новую ступень развития всего человечества, а не только Запада. Следует отметить, что в различные периоды развития теории постиндустриального общества подходы к этому понятию менялись. Так, например, в 70-е и 80-е годы концепция постиндустриального общества развивалась, главным образом, как футурологическая и социологическая теория, призванная описать воздействие новейших информационных технологий на социум. Д. Белл в своей основной работе «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» заявляет, что в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет развитие нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Становление, постиндустриального общества он связывает с развертывающейся революцией в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, который, по мнению американского социолога, является символом и одновременно материальным носителем технологической революции, ведь именно компьютер коренным образом трансформирует общество второй половины ХХ века. Таким образом, ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. В связи с этим, широкое распространение получил термин «информационное общество», в общем-то, дублирующий понятие «постиндустриальное общество», и использующийся для обозначения цивилизации, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека и, тем самым, определяющая одновременно и социокультурную жизнь человека, и его материальное бытие. Следует отметить, что у теоретиков постиндустриального общества не наблюдается единого мнения по поводу названия новой стадии социального развития: для ее характеристики наряду с понятием «информационное общество» используются довольно широкий спектр эпитетов: «сверхиндустриальная цивилизация» (Тоффлер А.), «научное общество» (Понятовский М.), «телематическое общество» (Мартин Д.), «технотронное общество» (Бжезинский Д.). Но чаще всего для обозначения нового общества употребляются термины, содержащие приставку «пост»: постбуржуазное, посткапиталистическое, постмодернистское, постцивилизационное, постэкономическое, постисторическое общество и др. Интересным в этом плане является подход известного российского ученого В. Иноземцева. Учредитель Центра исследований постиндустриального общества, автор фундаментальных работ по экономике и социологии («Расколотая цивилизация», «За пределами экономического общества») подразделяет всю историю цивилизации на три эпохи: доэкономическую (когда основным типом деятельности была предтрудовая активность, позволяющая человеку противостоять природе в борьбе за выживание), экономическую (основанную на труде как уже целесообразной деятельности по созданию благополучной, с точки зрения материальных ценностей, и безопасной среды обитания) и постэкономическую (первые признаки которой стали проявляться в последние два десятилетия XX века). Под изменениями постэкономической эпохи В. Иноземцев понимает качественные изменения характера деятельности людей, создающих все более весомую часть валового продукта. Эту деятельность В. Иноземцев называет творчеством, которое по своим сущностным характеристикам принципиально отличается от трудовой деятельности в её традиционном понимании. Рассмотрим подробнее основные признаки в экономической и социальной жизни общества, характерные для постиндустриального общества. В производственной сфере главные перемены в основном связаны с переходом от массового характера производства к мелкосерийному – принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия. С технической точки зрения это стало возможным благодаря внедрению новейших компьютерных технологий. В свою очередь, успех технологий, разрушающих унифицированный подход в производственно-экономической сфере, во многом обусловлен стремлением человека вырваться из оков единообразия, которые породила механизация докомпьютерного периода. С философской точки зрения массовое производство и потребление, массовое тиражирование культурных стандартов и норм восприятия действительности является выражением примата целого над частным, общего над отдельным, единого над множественным. Как уже отмечалось выше, только с развитием компьютерной технологии, стал возможным отход от массификации производства – производство стало более гибким и нацеленным на удовлетворение самых разнообразных потребностей. Но, вместе с тем, связывать переход к новому историческому периоду только лишь с научно-техническими достижениями, было бы не слишком корректно: в этом случае имел бы место отход на позиции технократизма, что идет в разрез с постмодернистским мировоззрением, так как утверждает приоритет одной сферы над всеми остальными. Рассуждая в данном русле, Тоффлер О. подчеркивал, что демассификация производства происходит параллельно с утверждением новых стилей труда, новых ценностей, нового разнообразия, и эти изменения не сводятся только лишь к экономической сфере, они носят глобальный характер, проникая во все области жизнедеятельности людей. По его мнению, изменения в неэкономических сферах как раз и помогут определить, что происходит в сфере экономической. Пожалуй, именно Тоффлер О. был наиболее глубоким мыслителем из плеяды теоретиков постиндустриального общества; именно он подчеркивал масштабность изменений в обществе конца ХХ века, выводя их далеко за рамки технических и телекоммуникационных новаций. «Во все большей степени, – отмечал он, – люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах… Это новые установки по отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам и так далее»[3]. Таким образом, можно сделать вывод, что преобразования в производственно-экономической и научно-технической сферах следует описывать в контексте общекультурных изменений, происходящих в последних десятилетиях ХХ века, то есть исходя из реалий культуры постмодерна и особенностей постмодернистского мировоззрения. Плюрализм (или разнообразие) является основным признаком постиндустриального общества. Если говорить об экономике, то разнообразие обнаруживается не только в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг, но и в потребности в широком спектре различных профессий. Причем рабочий в постиндустриальном обществе мыслится уже не как придаток конвейера, которого можно заменить любым другим, а как разносторонне развитая, изобретательная, инициативная личность. Естественно, разнообразие как характеристика постиндустриального общества воплощается не только в области экономики – оно пронизывает все сферы и подсистемы общества. Утверждение разнообразия как некой фундаментальной основы гарантирует плюрализм, то есть равноправное существования самых разных позиций, и постиндустриальное общество создает определенные условия для реализации этого принципа. С принципом плюрализма неразрывно связан принцип децентрации, воплощение явственно прослеживается в постиндустриальном обществе, ведь последнее фактически лишено того единого и основополагающего центра, вокруг которого вращается вся социальная жизнь. Это в полном смысле «мозаичное общество», которое то и дело меняет центры притяжения и отличается предельной подвижностью своих связей и зависимостей. Как отмечает социолог-постмодернист Зигмунд Бауман, время начальственных кабинетов, в которых рождались всеобъемлющие планы, во имя которых от каждого можно требовать послушания и согласованности действий, уходит в прошлое вместе с эпохой модерна. Мир больше нельзя моделировать как объект администрирования, обозреваемый с высоты стола генерального директора. Принцип единоначалия, который символизировал индустриальную эпоху, становится неуместным в постиндустриальном обществе. Децентрация охватывает практически все сферы общества наших дней: в производстве мы наблюдаем процессы демассификации и разукрупнения предприятий, в сфере управления происходит перераспределение властных полномочий центра в пользу регионов, а базисное планирование переносится на локальный уровень, а что касается доступа к информации, то новейшие электронные технологии предлагают невиданные доселе возможности для пользователей самостоятельно получать необходимые им сведения, независимо от цензуры центра. Однако необходимо упомянуть и о получающих распространение в современном обществе интеграционных тенденциях. Так, налицо процессы экономической интеграции и образования наднациональных экономических и властных структур, например, становление Европейского сообщества. Одновременное наличие процессов дифференциации и глобализации мы имеем и в средствах массовой информации. Но интеграция в эпоху постиндустриализма не предполагает господства центра, в данном случае речь идет скорее о некой координации, цель которой – успешное функционирование и развитие составных частей. Таким образом, в постиндустриальном обществе налицо постмодернистские по своему духу процессы децентрации, но никак не анархии, так как децентрированные части не пытаются обособиться, а наоборот, стремятся к совместной деятельности, но уже с учетом индивидуальных, самобытных особенностей. Глава 2. Роль труда в постиндустриальном обществе.