Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Кафедра социологии
Социологическое исследование на тему:
«Перспективы модернизации экономики страны по мнению россиян»
Выполнила:
студентка факультета Учета и аудита
группы У3-3
Денисова А.К.
Научный руководитель:
к.с.н., ст. преподаватель,
Белгарокова Н.М.
Москва, 2010
Содержание:
I. Методологический раздел программы …………………………………….3
1.1 Актуальность исследования ………………………………………...…..3
1.2 Проблемная ситуация ……………………………….……………...…....9
1.3 Степень научной разработанности……………………………………10
1.4.Объект ………………………………………………….…………….…...12
1.5. Предмет ………………………………………………..….…………….. 12
1.6. Цель …………………………………………………..…………………. 12
1.7. Операционализация и интерпретация ключевых понятий……….13
1.8 Задачи и гипотезы………………………………………………….….. 16
II. Методический раздел ………………………………………….…………..18
2.1 Метод сбора информации …………………………..………………….18
2.2 Место и время проведения ………………………..…………………...18
2.3 Характеристика инструментария ………………..…………………...18
2.4 Выборка исследования …………………………………………………20
2.5 Метод обработки эмпирических данных …… ………………………20
2.6 Практическая значимость ……………………………………..............20
Список использованной литературы ……………..………………………...21
III. Приложение
3.1 Анкета ………………………………………………………………………22
3.2. План проведения исследования …………………………………...........34
I. Методологический раздел.
1.1 Актуальность исследования
Модернизация стала сегодня ключевым термином дня, главным словом эпохи. На популярность данного слова отчасти повлияло понимание президентом Дмитрием Медведевым (инициатором общественной дискуссии о модернизации страны) того, что ситуация в стране (прежде всего в экономической сфере) нетерпима. Что такая страна, как Россия, не может быть только поставщиком нефти и газа. Что мы серьезно проигрываем по большинству товарных позиций и слишком зависим от импорта. Сегодня Россия, действительно, находится в крайне сложной ситуации, о которой не устают говорить политики и эксперты. Подчеркиваются последствия «деструктивного десятилетия» 90-х, утрата значительной части промышленного и интеллектуального капитала, гигантский отток финансовых средств за рубеж, старение инфраструктуры, ослабление обороноспособности, чрезмерная бюрократизация и коррупционализация общества. Страна потихоньку уходит с мировой экономической арены, и лет через 10–15 мы можем столкнуться с очень серьезными проблемами.
Кроме того, актуальность темы во многом обусловлена экономическим кризисом. В последние годы экономическая стабильность обеспечивалась только тем, что Россия все сильнее и сильнее проваливались в нефтегазовую трясину, рынок становился все более «однопродуктовым» и всякая перспектива развития неизменно перекрывалась.
Согласно исследованию, проведенному ВЦИОМ в ноябре 2009 года, наиболее важными для страны задачами из озвученных в послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию россияне считают - модернизацию промышленности, производства (32%), развитие медицинских технологий и фармацевтики (34%), развитие науки, изобретательства (20%), развитие инновационных технологий (19%), повышение энергоэффективности, переход к рациональному использованию ресурсов (14%), развитие информационных технологий, связи (14%)[1].
Таким образом, призыв президента «Россия, вперед!» тотчас же трансформировался в идею очередной модернизации.
История России на протяжении последних 5–6 столетий была историей модернизации, которую надо рассматривать в широком общеевропейском контексте – как часть инициированного позднесредневековой Европой многоплановой трансформации относительно медленно развивающихся традиционных обществ в динамичные «современные» общества. Процесс этот нигде не протекал гладко; он повсеместно сопровождался острыми конфликтами, порождавшими мощные социальные взрывы. Россия не является в этом отношении исключением. Но здесь последовательное разрушение старых жизненных укладов протекало особенно противоречиво и болезненно. В ХХ веке оно вылилось в целую череду социальных катастроф. Несмотря на то, что на этом пути российское общество подчас добивалось впечатляющих результатов, сделавших Россию одной из ведущих стран мира, российский опыт модернизации нельзя не признать очень неоднозначным. Индустриализация страны и ее последующее превращение в сверхдержаву были оплачены многими миллионами жизней и утратой духовных ценностей. В то же время ее место среди ведущих мировых держав оказалось неустойчивым. Характерной особенностью российской истории стали периодические срывы модернизации, мощные откаты назад, приводящие к варварскому уничтожению ресурсов и аннулированию достижений. Несмотря на это, российское общество в полной мере сохраняет тот интегральный социально-психологический импульс, который можно назвать волей к модернизации.
Но поможет ли объявленная Правительством России политика модернизации улучшить положение дел? Ведь что касается ожиданий относительно перспектив российской модернизации, то они в большинстве своем довольно скептические, несмотря на то, что идея модернизации как таковой всецело поддерживается россиянами. Так, согласно данным сентябрьского опроса экономически активного населения России, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, большая часть наших сограждан (61%) считает, что обещанные президентом перемены – это не более чем «сплошной популизм и ничем не обоснованные лозунги», «громкий шум», «словоблудие и маскировка». Затруднились сказать, началась ли модернизация экономики страны на деле или же только на словах более четверти россиян (26%): «Модернизация, конечно, осуществляется, но однобоко»; «Она, конечно, началась, но затронула далеко не всех тех, для кого предназначалась». И только 13% респондентов считают, что Россия действительно движется вперёд. По их мнению, «многие процессы меняются в лучшую сторону, и это заметно»[2].
Как выяснилось, преобладающая в обществе оценка перспектив модернизации экономики России скорее пессимистическая и реалистическая, что наглядно демонстрируют результаты проведенного сервисом онлайн опросов "Глас Рунета" онлайн исследование. Только 11% опрошенных, представляющих активную (месячную) российскую интернет-аудиторию, верят в возможность осуществления в России модернизации и выведения страны на качественно новый уровень жизни и развития в течение ближайших 5-10 лет. Около 24% считают, что это может произойти не раньше чем через 10-15 лет, около 27% отодвигают достижение благоприятного результата модернизационной политики за порог в 20 лет. Наконец, около 35% вообще не верят в возможность модернизировать Россию и в какие-либо позитивные перемены, по крайней мере, в ближайшие 30 лет[3].
Еще один немаловажный вопрос: как именно должна осуществляться модернизация. В рамках традиционных подходов к данному процессу такой вопрос обычно не ставился. Предполагалось, что модернизация должна пониматься как линейное движение, направленное на последовательное приближение к некоему универсальному образцу. Однако современный мир слишком сложен и многообразен, причем, в отличие от эпохи раннего и «классического» капитализма, это многообразие невозможно уложить в незамысловатую оппозицию «цивилизованных» и «нецивилизованных» стран и народов. При такой постановке вопроса содержание понятия «модернизация» не может уже считаться само собой разумеющимся. В частности, принципиально важно понять, что же думает по этому поводу население России и что именно россияне согласились бы признать за модернизацию.
Согласно данным уже упоминавшегося онлайн исследования в среде российских пользователей Интернета преобладают три точки зрения на понятие «модернизации». Около трети опрошенных (34%) понимают под модернизацией усовершенствования, приводящие к позитивным социальным изменениям, росту благосостояния. Примерно четверть опрошенных (26%) определяют ее как переход к более высокому, прогрессивному укладу хозяйственной жизни с соответствующей сменой общественных отношений. Пятая часть опрошенных (19%) под модернизацией понимают введение усовершенствований, которые делают общество соответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых. И только 8% существо модернизации видят в том, чтобы преодолеть отставание от стран, ушедших вперед, наиболее развитых в техническом, экономическом отношении. То есть, факт непонимания друг друга властью и гражданами уже очевиден. Если Президент, в первую очередь, под модернизацией подразумевает модернизацию экономики, в которой было выделено соответственнопять основных направлений деятельности: энергоэффективность, ядерные, космические, медицинские и информационные технологии, то граждане под термином «модернизация» понимают не столько технологические новации, сколько социальные и политические изменения.
Эти же данные подтверждаются результатами опроса населения РФ, проведенного исследовательской группой "Циркон" совместно с OMI Russia в июле 2010 года. Респондентам предлагалось выбрать из списка возможных признаков модернизации не более пяти наиболее важных. Оказалось, что важнейшими индикаторами процесса модернизации для населения будут являться искоренение коррупции (этот вариант выбрали 47% жителей России в целом и 73% представителей «передовой группы»[4]) и сокращение государственного аппарата и числа чиновников (42% жителей России и 66% представителей «передовой группы»). Такое распределение ответов позволяет сделать вывод о том, что запрос российского общества на перемены в значительной степени определяется недовольством по отношению к состоянию институциональной среды. Запрос на институциональные преобразования (в той или иной их степени) выражен у 67% населения страны в целом и 89% представителей «передовой группы», а на технологическую модернизацию – у 50% (и 51%)[5]. Эти данные наглядно показывают приоритеты общественных ожиданий по поводу модернизации страны. Кроме того, по итогам исследования был сделан и еще один немаловажный вывод: у населения так и не появилось четкого понимания, к чему приведет объявленный Медведевым курс на модернизацию. В понимании большинства модернизация - абстрактное слово и, очевидно, нуждается в конкретном содержательном наполнении, в том числе дающим понимание того, что в итоге «получает» от модернизации рядовой житель страны, какие возможности она ему открывает.