С христианской проповедью и конкретными практическими мероприятиями Русской Церкви было связано развитие на Руси Социальной благотворительности, выразившейся в создании странноприимных домов и богаделен, в организации бесплатного питания для неимущего населения. Не полагаясь в этой деятельности на переимчивую волю русских князей, многие которые не склоны были предавать ей такое значение, как прославившейся своим милосердием к неимущим святой князь Владимир, Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки руководство в осуществлении всех основных благотворительных мер, сделав их составной частью деятельности русских монастырей. Так уже на заре существования крупнейшего на Руси Киево-Печерского монастыря, где жил наш земляк игумен лавры Феодосия Печерский, десятая часть его доходов выделялась на содержание существовавшей при этом монастыре богадельни.[4]
Однако, как не красноречивы свидетельства исторической памяти русского народа об уровне христианских преобразований государственной и общественной жизни страны под влиянием Церкви, ее история запечатлена также именами множества русских святых, о которых рассказывают жития и летописи. С курской действительностью нас соединяют не только имена Феодосия Печерского, о котором мы уже упоминали, но и канонизированных уже в 10 столетии Иоасафа Белгородского и «последнего русского святого», как его называл Мережковский Серафима Саровского.
В Курском крае, самом городе Курске, откуда был Серафим Саровский, которого все знали как Прохора Мошнина, отец и мать строили Сергиево – Казанский собор, идеи и наставления курского святого воплощались в монастырях, пустынях и духовных училищах созданием приютов, богаделен, странноприимных домов, больниц.[5]
Возьмем для примера необщежительную заштатную Тихвинскую женскую обитель, находящийся в слободе Борисовке, Грайворонского уезда в 27 верстах от города Грайворона. Пустынь расположена на горе, при реке Ворскле. Она была основана в 1714 году первым русским графом Борисом Петровичем Шереметьевым, владельцем Борисовки. В этой слободе Царь Петр великий прожил около 6 недель. Граф основал обитель в честь Тихвинской иконы, считающейся чудотворной, которая сопровождала графа Б.П. Шереметева во всех походах и была принесена в дар монастырю в день его открытия в качестве напоминания о полтавском сражении и победе в нем. При пустыни работала церковно-приходская школа и больница.
27 сентября 1852 года с разрешения архиепископа Илиодора при Свято-Троицком монастыре открывается больница на десять коек. Она разместилась во флигеле, купленного причта кафедрального собора. Курское попечительство о бедных духовного знания на покупку этого дома одну тысячу рублей и выдавало ежегодно до 1861 года на содержание больницы по 300 рублей в год.
Благотворительная деятельность обителей помимо сборов, отчисленных из монастырских сумм на разные предметы по распоряжению Курского епархиального начальства проявлялась в представлении странникам и богомольцам в некоторых монастырях бесплатных помещений, пищи и раздаче беднейшим из них одежды, обуви и денег а также в помощи бедным жителям окрестных селений. В Софрониевой же и Глинской пустынях, кроме того, оказывалась посильная помощь бедных вдовам, сиротам и погорельцам из окрестных Жителей: дровами, мукой, лесом и прочими материалами. Этими же двумя обителями в течении года на прокормление богомольцев странников, которых пребывало в них до 50 тысяч душ в каждой, было израсходовано каждой в отдельности более чем по 5000 пудов печенного хлеба, не считая других пищевых продуктов, таких как крупа, рыба, мяса, соль, овощи и прочие, которым отдельного счета ведено не было.[6]
Эти же пустыни в 1913 году, кроме обыкновенных богомольцев, принимали крестные ходы. Первый из них проходил в мае из города Рыльска и Рыльского уезда в составе законоучителей и учащихся церковно-приходских школ (более чем 300 человек) и с ними около одной тысячи душ посторонних паломников, присоединившихся по пути следования этого крестного хода, а в июне месяце состоялся крестный ход из Суджи, в котором принимало участие около 400 человек взрослых паломников. Кроме того, в этом же году было оказано двухнедельное гостеприимство в Глинской пустыни курсистам-миссионерам, а в Софрониевой пустыни курсистами-псалоишикам из путивильского уезда. За это же время данным двумя монастырями отчислено из монастырских класс на бедных людей 3896 рублей и на приюты 2275 рублей.
Если сравнить эти пожертвования с теми поступлениями, которые были сделаны от самого крупного и самого богатого Курского Знаменского монастыря (360 рублей на Центральное Попечительство о бедных, а от настоятеля и монашеской братии на эти же цели 200 рублей), то увидим значительную разницу.
Церковь, призывая верующих к жертвенности, терпению и покорному выполнению всего, что требовали от них она и царская власть, обещая взамен райскую жизнь, жила в довольстве, роскоши и праздности.
Бывший Знаменский мужской монастырь, как мы знаем, был крупнейшим земледельцем того времени. К 1703 году монастырь приобрел в свое владение 10 селений; в 1744 году ему принадлежало 1064 души мужского пола, а в 1749 году уже 2708 душ. В 1763 году Знаменский монастырь был собственником 19 селений, где проживало 3048 принадлежавших ему крепостных мужского пола.
Являясь крупнейшим крепостником, монастырь «прославился» и издевательствами над крепостными. Особенно этим отличался архимандрит Знаменского монастыря Шеинков, который заставлял крестьян по 5 – 6 дней в неделю работать на монастырь, облагая их еще и особыми поборами в свою личную пользу, освобождая за взятки от рекрутчины и отдавал в солдаты тех, кто не мог от него откупиться. При монастыре в его бытность не было богадельни или больницы, но зато имелись в 7 верстах от обители «забавные покои», в которых Шеинков держал крепостных, устраивал там попойки, развратничал. Лишь во второй половине XIX века, когда владыкой становится епископ Сергей при Курском Знаменском монастыре появляется приют для малолетних сирот – мальчиков, являющимися детьми епархиального духовенства, потерявших своих родителей.
Преосвященный епископ Сергий с самого вступления своего на кафедру Курской епархии, прежде всего, заявляет новой пастве свою отечественную заботливость об учреждении в Курске еще одного приюта для улучшения участи вдов, которых насчитывалось в епархии по собранным сведениям до 912 человек, и для воспитания сиротствующих девиц духовного звания в количестве 896 человек уже при женском духовном училище. Предложения на этот счет были сделаны консисторией епископа Сергия 8 мая 1861 года.
Курский Духовный Приют, как указывалось в отчете о состоянии приюта девиц и вдов духовного звания Курской епархии и за 1870 год был открыт «9 октября 1866 года с Высочайшего соизволения по указа Св. Синода от 7 декабря 1865 года».
Приют стоял под главным управлением Его Преосвященства, в общем заведовании местного попечительства. Им, в частности, заведовали: попечительница, настоятельница Курского женского Свято-Троицкого монастыря игумена София, благочинный протоиерей и два члена попечительства: протоиерей и священник. Лица эти составляли совет и управляли приютом в вопросах нравственно-воспитательной, учебной и хозяйственной работы.
С августа 1870 года здесь открыт высший или 3-ий класс, который состоит из 16 учениц переведенных из среднего, где было 19 учениц. Средний класс также составился из 13 переведенных из низшего класса, двух, оставленных в том же классе за «малоуспешность» и одной принятой вновь4 а одна из 3 оставшихся за малоуспеваемость переведена в разряд прислужнии с поручением ей обязанности кастелянши приюта. В состав низшего класса вошли: 12 принятых вновь и 4 оставшихся в том же классе. Таким образом, во всех трех классах, согласно проекту устава, должны были учиться по 16 –ти, а всех 48 учениц.[7]
В 1906 году в Курске имелся еще епархиальный Александровский женский приют, а в городе Белгороде по ежемесячным финансовым отчетам епархии проходила Иоасафо-Порфирьевская богадельня. Курский Александровский епархиат женский приют открыт Курским духовенством в 1884 году, в память чудесного спасения жизни императора Александра II. Приют находится в ведении Совета епархиального женского духовного училища.
История возникновения на Курской земле Коренной Рождество-Богородицкой мужской пустыни и Курского городского мужского монастыря очень тесно связана с явлением здесь в XV веке Курской Коренной иконы и с известными миру крестным ходом, описанным в картине гениального русского художника Репина «Крестный ход в Курской губернии», которая хранится в настоящее время в Третьяковской картиной галерее города Москвы.
В течении XIX начале XX века Коренная пустынь приобрела тот вид, в котором она наиболее запомнилось очевидцам. От «святых» ворот ближе к рыночной площади были построены еще один выездные ворота с колокольней. Перед монастырем высились две гостиницы для паломников и приезжавших на ярмарку торговых людей, внутри обители возникли каменные братские корпуса, настоятельский корпус, трапезная с церковью, гостиничные и больничные корпуса и другие постройки.
Благотворительные мероприятия религиозных организаций Курской епархии не ограничивались только созданием больниц, различных богоугодных заведений, проведением бесплатных обедов для странников и малоимущих.
В духовных училищах проводились и другие благотворительные мероприятия. По инициативе смотрителя этих училищ было высказано предложение создать в городе Белгороде при Белгородском духовном училище ученическую библиотеку, которая может избавить учеников от праздного времени с его шалостями. Пожертвования, собираемые для создания этой библиотеки, все должны были пойти на приобретение книг и другие мероприятия, ведущие к указанным целям. Жертвователи должны были быть поставлены в известность, на что пошли пожертвованные ими средства.