Новосибирский Государственный Технический Университет |
Социология спорта |
Собрание статей |
Барышникова Елена |
Гр. МЭ-601 |
Социология спорта (sociology of sport) - социологическая поддисциплина, которая концентрируется на отношениях между спортом и обществом с точки зрения социальных институтов (семьи, образования, политики и экономики), социальных организаций, социальных отношений и группового поведения, в зависимости от видов спорта (например, элитарных или массовых, любительских и профессиональных, классовых, тендерных или расовых отношений в спорте), социальных процессов (типа идеологической инкорпорации), которые происходят в связи со спортом. Несмотря на прежнюю оторванность от главного направления социологии, в последние годы много исследований проводилось в Северной Америке, но социология спорта существует также в Восточной и Западной Европе, в Австралии и Новой Зеландии, в Великобритании и Японии.
Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры,
Цель научной дисциплины “Социология физической культуры и спорта” – исследование ФКС как общественного явления, использование его результатов для проектирования закономерностей и тенденций их развития, прогнозирование и принятие управленческих решений по совершенствованию работы в данной отрасли, а также интеграции физкультурно-спортивной деятельности в образ жизни населения страны.
Как учебная дисциплина социология ФКС имеет своей целью формирование мировоззренческих взглядов на физическую культуру и спорт и является составной частью физкультурного образования. Она вырабатывает научные взгляды на развитие физической культуры, на общественную потребность в ней и исследует пути, способы удовлетворения этой потребности.
Социология ФКС призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами. Задачи социологии ФКС можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения.
Социология ФКС, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет ее главные функции: теоретико-познавательные, мировоззренческие и организационно-практические.
Столяров В.И. - зав. кафедрой философии и социологии РГАФК, д.ф.н., профессор.
Что касается наиболее важных философско-социологических проблем спорта, которые будут особенно актуальны в XXI в., то к их числу в первую очередь я отношу проблему гуманизации, повышения духовно-нравственной ценности современного спорта.
При ее обсуждении, как правило, высказываются две точки зрения. Согласно первой из них всякое соперничество является антигуманным . Еще в 1706 г. Бернарден де Сен-Пьер в работе "Мысли о воспитании" утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: "Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости". Негативное отношение к спортивным, как и к другим, соревнованиям в системе воспитания детей высказывал основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. П. де Кубертен категорически возражал против организации олимпийских соревнований детей, поскольку, по его мнению, это "было бы непрактичным и опасным".
В настоящее время более широко представлена другая точка зрения. Ее сторонники считают, что соревновательный спорт выполняет важные социокультурные функции, в том числе и для детей, причем признают (фактически, а не декларативно) лишь одну модель спорта, которая наиболее ярко представлена в спорте высших достижений.
Решение проблемы гуманизации современного соревновательного спорта в первую очередь как раз и предполагает поиск моделей гуманно организованного соперничества, которые имеют высокую культурную, духовно-нравственную ценность. В настоящее время известен ряд таких моделей. Одна из них - спартианская - разработана мной и в ходе практического использования с 1991 г. показала свою высокую гуманистическую ценность.
С проблемой гуманизации современного спорта тесно связан и широкий круг философско-социологических проблем олимпийского движения , касающихся "идеологии" этого движения в XXI в.
Матвеев Л.П. - зав. кафедрой теоретико-методических основ физической культуры и спорта РГАФК, д.п.н., профессор.
Едва ли найдется подлинно серьезный футуролог-социолог, который не понимал бы, что наметить реалистический прогноз будущего спорта нельзя в отрыве от обоснованного прогноза будущего Человека (человечества). Я буду исходить из того, что человечество - по крайней мере в обозримом будущем - кардинально не изменит свой эволюционно сложившийся вид, формировавшийся и совершенствовавшийся на протяжении многих тысячелетий, не превратится в сборище биокиборгов, продуцируемых посредством генной инженерии и кибернетико-механических ухищрений. Если это так, то ничего "апокалиптического" со спортом не произойдет, и он не исчезнет из культурных ценностей человечества.
Что касается действительных перспектив спорта, то, рассуждая о них, представляется необходимым кроме прочего иметь в виду его все более многообразную дифференциацию. Единоликого спорта давным-давно уже не существует. И дело тут не только в том, что он издавна подразделился на общедоступный спорт (который при определенных условиях бывает массовым) и спорт высших достижений (очень небольшой по числу задействованных в нем спортсменов). Тот и другой тоже подразделились на специфические разделы и типы спортивной деятельности: первый - на базовый (главным образом "школьный") спорт, физкультурно-кондиционный спорт (часто его стали именовать "спорт для всех"), профессионально-прикладной, рекреативный и реабилитационный спорт; второй - на профессионализированный супердостиженческий спорт и профессионально-коммерческий спорт (как сфера "спортивного бизнеса"). Есть и другие градации спорта. Поэтому рассуждать сейчас лишь о "спорте вообще" - значит не видеть реальных закономерностей дифференциации многогранного спортивного движения в обществе.
Пилоян Р.А. - проректор по научной работе МГАФК, д.п.н., профессор.
До недавнего времени доминировала точка зрения, что занятия спортом развивают человека только психофизически. Современные исследования показывают, что спорт, помимо влияния на тело и психику занимающегося оказывает воздействие на его интеллект и нравственность. Причем не опосредованно, а напрямую. Поэтому пора избавиться от примитивного понимания чемпионов как индивидов, наделенных лишь гипертрофированной мышечной массой и целеустремленностью в ущерб нравственности и интеллекту.
Важным для понимания сущности спорта является и признание нескольких его разновидностей. Есть спорт для всех, а есть спорт для немногих - спорт высших достижений. Последний, в свою очередь, включает в себя олимпийский, коммерческий и некоммерческий. Все эти разновидности спорта выполняют преимущественно только им присущие социальные функции.
Спорт для всех приобщает людей к ценностям физической культуры, воспитывает и позволяет им более ярко раскрыться в труде, искусстве и в любой другой деятельности, повышает качество их жизни.
Олимпийские игры были в древности и остаются сейчас противовесом и альтернативой войне. Участие в них демонстрирует миролюбие тех государств, которых представляют спортсмены. В свою очередь, победа отражает психофизическую, интеллектуальную и нравственную уникальность атлета, поскольку он ради мира и спокойствия на земле в честном противоборстве демонстрирует пределы человеческих возможностей.
Конечно, в спорте существует множество проблем: естественно -искусственный отбор, стремление достигнуть высокий результат любой ценой, эксплуатация спортсменов и др. Однако многие из них порождены отсутствием полноценной теории спорта, несовершенством Олимпийской Xартии и жаждой некоторых функционеров обеспечить свое благополучие за счет эксплуатации труда, таланта и мужества спортсменов.
Ким В.В. - президент Федерации бокса студентов России, мастер спорта, д.п.н., профессор, Тюменский государственный университет.
В порядке дискуссии я хотел бы поставить две социально-философские проблемы спорта.
1. В настоящее время МОК - мощная структура производства, за спиной которой стоят международные промышленные корпорации, диктующие политику, правила игры и условия деятельности всех спортивных организаций. Работа МОК в указанном направлении превратила его в гигантскую монополию спорта, цель которой - получение прибыли путем производственной эксплуатации спортсменов, особенно из слаборазвитых и развивающихся стран.
МОК ведет скрытую двойную игру. С одной стороны, рекламируя высшие идеалы Олимпийских игр, возбуждает национальные интересы стран блеском золотых медалей, а, с другой - нарушая Олимпийскую Xартию, превратил любительский спорт в отрасль производства, где главный источник - прибыли и основная профессия - спортсмен с его высочайшими рекордами и результатами. Сверхприбыли являются главной причиной диктата МОК на международном спортивном рынке с жесткими правилами и регламентациями. Олимпиады и крупные международные соревнования стали профессиональным шоу-бизнесом. Вся система вступительных и членских взносов, заблаговременные платежи (иногда за год до открытия соревнований) на участие в различных спортивных турнирах и прочее также подчинены финансовому благополучию МОК и его подразделений.