В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
Точного определения такому понятию, как субкультура нет, поэтому стоит провести экспликацию содержания данного понятия.
Понятие "субкультура" (subculture) впервые использовал Т. Роззак в середине 30-х годов. Он употреблял его для определения таких социальных конструктов как "богема", "золотая молодежь", "земляки" и пр.. С этого времени термин "субкультура" стали использовать в самых разных конотациях. Можно вполне согласиться с Михаилом Соколовым, что "понятие "субкультура" постигла судьба других наиболее употребимых понятий социальных наук: оно получило множество не вполне четких определений, которые сделали его в высшей степени неоднозначным. Большая часть из них указывает на разные, хотя и одинаково реальные вещи, поэтому затруднительно выделить какое-нибудь в качестве "правильного" и отмести остальные как "неверные".[1]
Разные исследователи использовали понятие "субкультура" в разных конотациях. Например, Брейк определял субкультуру через понятие "нормы" и "стиля жизни", то есть субкультура по Брейку это нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе.
Б. Филипс определяет субкультуру как систему ожиданий и целей, широко разделяемую внутри некоторой подгруппы общества.
В энциклопедии социологии, дается такое понятие субкультуре, как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Но в этом определении раскрывается только ее сущность.
Главными критериями выделения субкультур социологи Чикагской школы (Р.Парк, Ф.Трэшер, Л.Вирт и др.) признавали замкнутость, а также формирование собственных установок и норм. Определение границ культуры в социологии связывается с социальной стратификацией общества. Под субкультурой понималась совокупность норм, определяющих поведение отдельных групп индивидов, которые противопоставляют себя обществу и отличаются специфическими привычками, образом жизни и поведением.
По мнению Дж.М.Йингера, поскольку социологи подчеркивали, что напряжение между социальным порядком и культурой приводит к отклонениям, они чаще представляли ее как нормативную, а субкультуру — как отклоняющуюся систему. Позднее в оборот даже вводится новый термин “контркультура” для характеристики жизненного уклада замкнутой группы, установки и ценности которой представляют собой негативную интерпретацию традиционной культуры.
Подобное определение дает и Г. Мердок: “Субкультуры представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Субкультуры дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему особому положению и формированию устойчивой идентичности”.
Толстых А.В. дает определение субкультурам как общностям людей, объединенными общими интересами, заранее заложенными в той или иной субкультуре.
По мнению П.С. Гуревича, субкультуры – особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами.
Итак, прежде всего субкультура - это социальная группа, то есть конкретные люди, объединенные чем-то в некое сообщество. Эта группа выделена из социума набором общих признаков, то есть для признания группы людей субкультурой необходимо доказать общность их отличия, более того они должны сами это отличие осознавать, а в некоторых случаях подчеркивать. Отличия, которые выделяют сообщество в субкультуру лежат, прежде всего, в социально-культурной, а не в социально-экономической плоскости, хотя, конечно, они (эти плоскости) взаимосвязаны и часто пересекаются. Поэтому, обобщая, можно сказать, что эти субкультурные отличия вызваны общим для данной конкретной группы способом конструирования реальности. Таким образом, мы приходим к представлению о том, что субкультура - это социальная группа, обладающая отличным от остального социума (и других субкультур в том числе) способом конструирования реальности и осознающая свое отличие как внутреннее сходство.
Понятие, наиболее отражающее содержание молодежных субкультур, была дано И.С. Коном: «Молодежная субкультура — социальная группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».[2]
Л.Г. Ионин, сам процесс появления молодежной субкультуры называет «культурной инсценировкой».
В рамках подходов социологии культуры молодежная субкультура определяется как явление периферии, а в случае если это контркультура (нацеленная на антиповедение), то она может быть расположена на границе пространства культуры или за ее чертой. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни.[3]
Молодежная культура – еще один пример субкультуры.[4] То есть ее разновидность, представленная молодежью.
1.2. Форма и содержание субкультур.
В современном обществе существует значительное многообразие молодежных субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные субкультуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику молодежных субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны.
Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.
Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Таким образом, стоит определить типологию, и этим раскрыть понятие формы молодежных субкультур.
Существует несколько типологий молодежных субкультур. Они отличаются по признаку, по которому субкультуры можно было бы отличить друг от друга.
Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
1. политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
2. эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
3. нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
4. радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
5. субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
6. субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.
7. субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга.
В этой типологии основным фактором, определяющим субкультуру является то, как позиционируют себя в обществе члены той или иной общности.
Фролов С.С. предложил следующую типологию молодежных субкультур:
1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).
2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).
3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).
4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники).
В этой типологии упор идет на идеологию и ценности молодежной субкультуры, то есть оценка сущности самих себя, вопрос извне в само содержание.
Таким образом, мы видим разницу между формой и содержанием субкультур.
Форма субкультур – это набор норм, ценностей, правил, запретов, их внешнее проявление, их оценка со стороны общества. Содержание же – это непосредственное ядро, явления, происходящие внутри группы.
1.3. Функции молодежных субкультур и причины их формирования.
Любое образование в обществе несет на себе какую-либо смысловую нагрузку. Так же и молодежные субкультуры необходимы для функционирования общества. Рассмотрим причины, по которым молодежь нуждается в образовании субкультур.
Прежде всего, это один из институтов социализации. Молодежная субкультура – это своеобразная школа для молодежи, которая учит их ценностям и нормам. В России молодежные субкультуры пришли на смену Комсомолу.
Субкультуры служат человеку некой опорой и направлением. А при таком обилии вещей заметно упрощающих нашу жизнь, таких как СМИ и Интернет, человеку просто идентифицировать себя в обществе. Здесь субкультура выступает как разграничитель между «своими» и «чужими». Люди могут, как отождествить себя с субкультурой, так и противопоставить себя ей.