Смекни!
smekni.com

Анализ молодежных субкультур в российском обществе (стр. 3 из 7)

Таким образом, молодежная субкультура выполняет еще и дифференцирующую функцию. Люди не хотят быть одинаковыми, а напротив, каждый раз чувствовать свою индивидуальность, но при этом не оставаться одним.

Так же молодежная субкультура несет в какой-то мере и дисциплинарную функцию, накладывая на человека определенные обязательства, ограничивает запретами. Так, к примеру, представители течения Straight Edge полностью отказываются от курения, алкоголя, наркотиков и беспорядочных половых связей.

Немало важной функцией молодежных субкультур является адаптивная функция. Для молодого человека очень важно не оставаться одному, он ищет поддержки, и адаптируется под общество в какой либо из молодежных субкультур, «вливаясь» в течение жизни, и чувствуя свой вклад в процессы, происходящие в обществе.

Интегративная функция молодежной субкультуры проявляется в разделении общества на тех кто в определенной субкультуре, и кто против нее, делит людей на членов субкультур и «остальную массу».

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежные субкультуры просто повторяет телевизионную субкультуры.

Всем людям, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”.

В нашем обществе есть причины, которые благоприятствуют или обусловливают воспроизводство и существование отрицательных явлений. К таким причинам относятся слабая идейно-воспитательная работа в семье, школе, общественных организациях, трудовом коллективе, недостатки в планировании и организации труда, его оплате, нарушение принципов социальной справедливости, бюрократизм и формализм в решении некоторых вопросов. При столкновении с такими недостатками у отдельных групп и конкретных личностей может возникнуть значительное расхождение интересов, оценок, ценностей и их критериев. При этом социально-психологическое содержание тех или иных оценок тяготеет к интересам и ценностям группового, профессионального, семейного характера, проявляясь в форме определённых установок и стереотипов.

Таким образом, молодежная субкультура это неотъемлемая часть жизни общества, помогающая его структурировать, оценить его потребности и возможности.

1.4. Роль субкультур в процессе социализации личности.

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Молодежная субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

И, тем не менее, молодежные субкультуры несут и положительные результаты в процесс социализации личности. Все люди, состоящие в неформальных объединения, так или иначе, нуждаются в том, что им приносит эта культура. Часто подростки, не находящие понимания в своем учебном заведении, уходит в свои личные интересы и после этого находит себе друзей, именно в субкультуре, основанной на этом интересе.

По мере того, как увеличивается время, проводимое детьми вне семьи и школы, возрастает удельный вес общества сверстников, которое во многих случаях перевешивает авторитет родителей. Общество сверстников как фактор социализации не однородно и сейчас очень изменилось: раньше это были руководимые и направленные взрослыми детские коллективы и организации

(пионеры, комсомол), сегодня же это разнообразные неформальные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении.

В масштабах социальных изменений параллельно с процессом идентификации индивидов происходит изменение и формирование самой субкультуры. Элементами субкультуры будут выступать: нормативная среда, вещная среда, самосознание.[5]

Существует несколько причин, почему молодежная субкультура так сильно влияет на процесс социализации личности. Стремление быть самим собой первая из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. Здесь играет роль фактор запрета родителей. Все запретное привлекает подростков.

Следующая причина – это подражание. Подростку нужен эталон, который будет правильным, к которому стоит стремиться, это помогает ему не сбиться с нужного направления.

Третья причина – отсутствие ответственности. Подросток со временем теряет выбор, как и куда двигаться дальше, вследствие чего, его ценности, навыки и мотивы формируются быстрее.

Очень важной причиной является возможность индентификации. У каждой молодежной субкультуры есть оппоненты, что облегчает выбор для подростка с кем себя разделять, и кому противостоять, кому доказывать свою правоту. Это выделяет его из общей массы и придает значимость. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.

Таким образом, мы видим, что молодежные субкультуры прежде всего помогают личности в процессе социализации, оказывают ей поддержку, помогают в формировании личных интересов не зависимости от семьи, школы и ближайшего окружения.

2. Молодежные субкультуры в Российском обществе.

2.1. Появление молодежных субкультур в России.

Прежде всего, возникает вопрос о соотношении западных и отечественных молодежных субкультур. Дело в том, что в современной России широко развиты молодежные субкультуры, однако они не берут свое начало именно в России. Довольно часто отечественные являются качественным копированием западного образца (см. например – субкультуру скинхедов), тогда как молодежные субкультуры, существующие на западе, тоже являются частичной копией традиционных культур противоположных западной культуре среднего класса. Данная культура была основой консенсуса, которому в 50-60 года был брошен вызов со стороны молодежных субкультур.

Появление западных молодежных субкультур, подавших пример Российским субкультурам, есть результат поиска оригинального стиля, который, как правило, черпают из культур других цивилизаций. Для молодежных субкультур запада источниками этих стилей были буддистский Восток, Африка (субкультура Раста), культуры североамериканских индейцев, культуры средних веков (субкультура толкинистов) и другие.[6]