1. Романтико – эскапистская субкультура
Культура Хиппи
Одна из самых старейших молодежных субкультур СССР и России. Имеется определенный стереотип относительно данного движения: длинные волосы, ненасильственные действия, передвижения по стране автостопом и прочее. Движение хиппи развивалось в России с конца 60 годов, в 70х имела очень широкое распространение, а с середины 80-х годов стал наблюдаться спад данного движения, как субкультуры, что связано с повальным увлечением молодежи музыкой Новой Волны, чьи идеи уже не соответствовали образу хиппи. Однако с середины 90 годов движение хиппи заявило о себе снова, теперь его составляют, как правило, студенты гуманитарных факультетов. В основном преобладают девушки.
Субкультуры идндеанистов и растаманов
Молодежной субкультурой близкой к хиппи являются индеанисты, то есть люди изучающие культуры индейцев, эскимосов и прочие этносы. (В Новосибирске когда то обществом индеанистов была организована выставка в Краеведческом музее, на которой были представлены различные экспонаты характеризующие жизнь индейцев, также был устроен концерт с участием коллектива «Тихий театр», исполняющий этническую музыку с элементами горлового пения). Вообще среди современной молодежи довольно много «тайных» представителей данной субкультуры, поскольку большинство увлекается книгами Карлоса Кастанеды, и культурой североамериканских индейцев.
Аналогичной субкультурой является субкультура растаманов, чьим жизненным кредо является поиск себя и расширение собственного сознания с помощью различных стимуляторов и галлюцинагенов, в основном растительного происхождения. Они пропагандируют, на ряду с хиппи, мирность существования, веру в Бога и любовь.
Субкультура толкинистов
В начале 80х годов в СССР появились первые толкинисты, поклонники творчества известного английского писателя Дж. Р.Р.Толкиена (автор книг в жанре фэнтэзи «Властелин колец» «Хоббит» и других). Для субкультуры толкинистов характерно объединение в клубы, которые устраивают ролевые игры – импровизированное, отчасти театральное, представление, в котором каждый член клуба играет определенную роль. Каждый игрок имеет необходимый реквизит, обмундирование и имя, соответствующее толкинистскому условному «средневековью». Клубы постоянно проводят тренировки (фехтование, бои на мечах, борьба и тд.) и периодически устраивают так называемые «игрища», в которых соревнуются с другими клубами из других городов или регионов.
Толкинисты живут в своей средневековой реальности и попасть в их круги довольно сложно. Это одна из самый изолированных субкультур, выполняющая как адаптационную, так и интегрирующую функцию.
2. Анархо-деструктивная субкультура.
Субкультура панк.
Панки одна из последних по времени появления крупных субкультур рабочей молодежи. Среди панков очень высок процент безработных, а также наиболее неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев. Появление панк-стиля - закономерная реакция части молодежи, оказавшейся в критическом положении.
Пусть современный молодой безработный не испытывает наиболее тяжелых материальных лишений, но психологические последствия безработицы очень серьезны. Панк-стиль во многом продолжил и усилил тенденции, проявившиеся уже у хиппи.[11]
Низкий общеобразовательный и культурный уровень, традиционные маскулинные стереотипы, тесно связанные с агрессивным самоутверждением, однако, кроме этого, панк-стиль во многом строится именно как оппозиция традиционным моральным ценностям. Основное содержание панк-стиля - вызов, провокация, "шок эффекты" - прически «ирокез», необычная окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение на публике и на сцене.
Данная субкультура появилась в России в середине 80 годов, и сразу же заняла ведущее место среди молодежи. Основой идеологии российских панков являлся протест против политического строя (тогда СССР), моды и поп-музыки.
В данный момент, панк - направление распространено в его модифицированной форме. Музыка начала коммерциализироваться, протест перестал быть основным постулатом в идеалогии.
Субкультура скинхедов.
Активность данной субкультуры в России весьма значительна в наши дни. Причиной этому является масса национальных конфликтов (Чечня, Дагестан), в которые втянута Россия. В сознании современной молодежи зреет национальная ненависть, которая и служит основой появления субкультуры скинхедов в современной России.
Основой идеологии скинхедов является модифицированный расизм, ненависть к другим субкультурам, агрессия. Это одна из самых криминальных субкультур, получила широкое распространение в крупных городах России. Отношения с обществом у данной субкультуры складываются затруднительно, т.к. скинхеды позиционируются себя обособленно, считают себя на порядок выше остальных, делят общество на «наших» и «не наших», последние, по их мнению, должны быть подвержены истреблению.
3. Криминальная молодежная субкультура.
Расцвет данной субкультуры приходится на 80 годы, именно тогда и появляются так называемые люберы (в 90 годы их заменили гопники), чья роль также значима в развитии субкультур России. Для данной субкультуры характерны постоянные занятия спортом в как правило спортивных подпольных тренажерных залах, походы на танцплощадки и концерты, с целью применить свою силу. Основная их идея была частично схожа с идеей скинхедов – «геноцид» русской нации. Своими постоянными врагами люберы видели представителей различных молодежных субкультур, сексуальных меньшинств и иностранцев.
В середине 90 годов появилось новое поколение криминальных субкультур молодежи – гопники. Принято считать, что их появление связано с развалом Советского Союза, но на самом деле они появились очень давно. Об этом свидетельствует происхождение самого слова «гопник». Гопником на криминальном жаргоне раньше называли человека живущего «гоп стопом» (грабеж), то есть грабителя, вора.[12]
Отсюда следует неверная трактовка данного термина, получившая хождение сегодня. Сегодня гопником называют фактически любого представителя молодежи, отрицательно относящегося к молодежным субкультурам не криминального плана. Фактически, употребление этого термина в неверном значении, зависит именно от других молодежных субкультур. Так что в большинстве своем нынешние гопники являются насильно названными «культурными врагами» молодежных субкультур, хотя некоторые из них, действительно занимаются незаконной деятельностью.
Так же, к криминальным молодежным субкультурам, можно отнести и футбольных фанатов. Это очень сложное по своей организации общество. В ней четко сформулированы институты и роли, правила и возможности вхождения в ту или иную категорию. Все категории выполняют свои функции (выезды на матчи, организация болельщиков, драки).
Можно сказать, что криминальная молодежная субкультура России одна из немногих субкультур, которая существует уже очень давно и наверное будет существовать еще дольше. Этому способствует много довольно факторов от безразличия государства к положению молодежи, до нежелания самой молодежи стремиться к чему-то высшему.
4. Гедонистически–развлекательные субкультуры.
Наравне с ними прогрессируют и молодежные субкультуры, чей статус не ниже других групп и чье роль также определяет положение нашего общества сегодня. Перестройка и распад СССР породили, наравне с упоминающимися уже скинхедами, абсолютно новый тип молодежных субкультур – гедонистически-развлекательный.
Вообще гедонизм(от греческого hedone- развлечение) – одно из направлений в этике, ставящее наслаждение и удовольствие высшей целью и мотивом человеческой деятельности. [13]
Отсюда следует, что гедонистически- развлекательные субкультуры – объединения молодежи, основной целью которых является достижение физического и морального наслаждения и удовольствия.
Из субкультур относимых к гедонистически-развлекательным, наибольшее распространение в России получили рейверы, рэпперы, роллеры, скейтбордисты, хотя одну часть принято относить к музыкальным, а вторую к спортивным субкультурам. Основой ценностей данных субкультур является легкое и беззаботное отношение к жизни, стремление быть одетым по последней моде и жить только сегодняшним днем.
Отдельной от всех, можно назвать армейскую субкультуру. Армейская субкультура тоже экстремальна, имеет жесткую иерархическую структуру, выполняет определенные задачи и состоит (в идеале) только из боеспособных мужчин.[14]
2.4. Взаимодействие молодежных субкультур с обществом в России.
В России существует два направления выпадения людей из общего процесса жизни и их попадения в субкультуры. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры, а сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности субтркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества.
На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через субкультурное состояние.