Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.
Есть несколько причин почему именно молодежь вливается в ряды субкультур:
1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.
2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом комсомольцем.
Неформальные объединения- это явление массовое. Люди объединяются во имя разных интересов. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.[15]
Существует три типа взаимодействия субкультур и независимых объединений с обществом:
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки.
Стоит остановиться на таком параметре субкультуры как индивидуализм/коллективизм. Можно предположить, что чем больше субкультурных групп в обществе, тем больше потенциальная свобода индивидуальности. Доиндустриальные сообщества представляли собой модель коллективной культуры. С точки зрения западного человека это называется подчинением. Член племени прекрасно осознает, что ему больше некуда идти. Его общество монолитное, это то, что социологи называют «недифференцированностью». По мере развития общества постоянно происходит социальная эволюция и дифферентация. Этот процесс происходит во всем мире.
И нельзя недооценивать влияние субкультур на развитие, воспитание и образ жизни миллионов и миллионов людей, не зависимо от цвета кожи, образования, религиозных убеждений.
Все мы подвержены глубокому влиянию со стороны субкультур, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Все мы ищем индивидуальности, причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера. И чем больше выбор, тем труднее поиск.
Именно субкультуры своими неформальными связями пронизывают практически всю городскую молодежь. Они отличаются массовостью, организованностью и привлекательностью для молодежи. Кроме того, молодежные субкультуры имеют большое влияние на такое средство массовой информации, как "сарафанное радио".[16]
Во взаимодействии субкультур и общества важны два фактора:
1. Субкультуры имеют большое влияние на молодежь и на общественное мнение в целом из-за своей нелояльности, массовости, открытости и чрезвычайной заметности в городской среде.
2. Именно субкультурам принадлежит улица. Так как в городах преобладает в основном молодежь, именно на субкультурах строится их взаимоотношения и взаимодействие.
Забывая про субкультуры, мы не просто исключаем какую-то группу населения, а благополучно избавляемся от ключа к взаимопониманию с молодежью.
Возникает вопрос, почему именно субкультуры столь важны для современной молодежи?
Процессы, происходящие в молодежной среде это своеобразный результат ответа на послания, направленных к обществу. Культура молодежи, отображающая то, что ей сейчас нужно, не достает, в будущем станет культурой всей страны.
Объективно усложняющиеся общественные отношения, всё возрастающие требования со стороны общества к социализации и воспитанию молодого поколения сталкиваются с недостаточным использованием социально-экономических, идеологических, политико-воспитательных средств воздействия на человека.
Стремление молодежи видеть общество процветающим сталкивается с социальной и экономической нестабильностью.
Следовательно, есть причины формирования таких, а не иных субкультур. Итак, общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений.
Заключение.
Таким образом, из данной работы мы выяснили, что типология молодежных субкультур в российском обществе несколько отлична от ранее сформированных субкультур Запада, и чаще всего, является их модификацией. Так как история России уникальна, и мы не так давно пережили мощный политический и социальный переворот в 90-х, что повлияло на формирование культурных ценностей как у старшего поколения, так и у молодежи. В этот момент активность молодежных субкультур пошла на спад, но сейчас она снова набирает обороты.
Молодежные субкультуры актуальны в России по сегодняшний день, так как они решают многие проблемы молодежи: проблемы самореализации, самоактуализации, непонимания со стороны взрослых, вхождения во взрослую жизнь, выбора правильного пути и др..
Субкультурные феномены поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Стоит заметить, что какой-то стройной классификации молодежных субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.
Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
Специфика субкультур в российском обществе состоит в том, что их деятельность заменила деятельность существовавшего ранее комсомола.
Функции молодежных субкультур определяются непосредственно потребностями молодежи. Прежде всего это адаптивная, интегрирующая, социализирующая функции.
Исследования в области субкультур и молодежи необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Список использованной литературы:
1. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп. М., 2002.
2. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М.: «Информпечать», - 2000, 336с.
3. Бергер П.Л. Общество в человеке.//Социологический журнал, 1995, № 2.
4. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.,М.: 2002г.
5. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону, 2001, с. 165.
6. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. СПб.: 1999., стр.43.
7. Воторопин А.С.. Политические ориентации студенчества. // Социологические исследования. – 2000, № 6.
8. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.
9. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
10. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? . М.,1990г.
11. Головачев Б.В. Высокостатусные группы: штрихи к социальному
портрету // Социологические исследования 1996, - №1.
12. Дербенев Д.П.. Социальная адаптация подростков // Социальный журнал. 1997. №№1,2.
13. Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997.
14. Карпухин О.И.. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. //Социологические исследования. 1998, № 12.
15. Ковалева А.И., В.А.Луков Социология молодежи: Теоретические вопросы – М.: Социум, 1999. – 325 с.
16. Луков В.А.. Особенности молодежных субкультур в России. //Социологические исследования, 2002, №6.
17. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.