4. Понятие «родной край» является одновременно и мистическим, и родовым (родным). Мистическим оно становится через стояние на земле Храма как живого и конкретного соединения Божественного и человеческого. Храм – это место воссоединения горнего и дольнего. Родовым оно является через мистику земли, ибо от этой земли были взяты наши предки. Здесь их могилы и дома. Здесь нынче и мы сами. Из земли вышли и в землю возвратимся телом.
Патриотизм – это прежде всего осознание русской земли как своей, это осознание ответственным себя за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли. Это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов и стремление искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.
Можно говорить и о формировании ответственности за прямое наследование хозяйствования на земле, когда не примитивное и греховное любопытство, не дерзостное стремление вырвать у природы ее тайны, а естественное желание жить и творить в гармоническом равновесии с природой управляют человеческой активностью.
Истинный патриотизм не базируется на ненависти к другим народам, он не носит агрессивного характера. Это сила, которая в Церкви именуется добролюбезной [32, стр.544-548].
5. Недаром преподобный Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Именно это, именно проблема спасения является целью православного воспитания. Конечно, реальные педагоги от святости далеки, но существует принцип: воспитывать становление становлением. Живой поиск живого человека, того, кто пребывает рядом с тобой, которому ты не безразличен, который является твоим другом, который понимает тебя, может быть, лучше, чем ты сам, радуется всем твоим успехам и скорбит о твоих падениях, не может не воспитывать. Такое отношение к воспитуемому, безусловно, является подвигом, но если педагог не готов на такой подвиг, то лучше ему не браться за воспитание, а заняться чем-нибудь другим. Вспомним апостола Иакова, который призывал: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению. Ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2) [28, стр.13-14].
Владимир Даль в своих произведениях дает такой пример воспитания собственным становлением: «В доброй крестьянской семье и дети удатны бывают, и самое бестолковое воспитание идет впрок. Знаете ли, отчего это? Оттого, что господствующим влиянием на детей бывает любовь и благодушие, а преобладающим примером – мир и кротость. Вот в чем заключается вся тайна воспитания. Все, что за сим будет упущено или искажено, большей частью исправляется само собой исподволь, когда бывший ребенок начинает входить в года и, постепенно мужая, наживает свой разум. Поэтому мы и видим постоянно, что хорошие и дурные крестьяне родом ведутся, как хохлатые курицы двором, и, назвав крестьянскую семью, всегда можно сказать о ней, какова она вообще, а редко придется делать резкие изъятия из некоторых ее членов» [11, стр. 37-38].
Учитывая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Православное воспитание понимается как взращивание человека, учитывающее все три сферы бытия его личности: телесную, душевную и духовную. Цель воспитания всегда одна независимо от времени и общества, которое существует – это спасение души человеческой. Идеалом воспитания является Иисус Христос, Бог и совершеннейший Человек. Принципами православного воспитания являются:
1. Воспитание в соответствии с православным взглядом на человека как на образ и подобие Божие.
2. Воспитание в единстве в Церкви и через Церковь как начало благодатной соборности.
3. Построение жизни воспитанников по требованиям христианского совершенства.
4. Освоение воспитанниками наследия родного края.
5. Воспитание становления становлением.
1.2. Особенности поведения и духовно-нравственного развития детей-сирот
Говоря об особенностях развития детей-сирот, следует сказать, что эта группа детей - довольно специфический и неоднородный контингент.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) [34, стр.1].
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальные сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [35, стр. 1]. Эта категория детей делится условно на несколько групп:
- дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3-4 лет);
- дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, т.е. дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье;
- беспризорный дети – это специфические дети, имеющие опыт жизни «на улице». Согласно ст. 1 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный – в соответствии с той же ст. – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [33, стр.1].
Современная ситуация свидетельствует о том, что детей-сирот в нашей стране всего 10% от общего количества детей, оставшихся без родительского попечения. Несмотря на все трудности, сопровождающие их сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане они находятся в несколько более выгодном положении, зная, что их родители умерли, и, осознавая, что их никто не бросал, просто так сложились обстоятельства. К тому же у многих детей-сирот есть родственники, которые навещают их в детских домах, устанавливают попечительство над ними или берут на воспитание в свою семью, проявляя заботу о них. Чаще всего первые, наиболее важные годы жизни эти дети проводят с матерью, а значит, на них меньше сказываются последствия ранней разлуки с ней.
Анализ развития детей – социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90%) свидетельствует о том, что неприятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности.
Постоянное пребывание ребёнка вне семьи (даже в очень хорошем детском доме или интернате) оказывает на процесс его развития такое воздействие, которое многие специалисты склонны рассматривать в качестве некоторого рода инвалидности. Атмосфера семейного окружения ребёнка (в данном рассмотрении не имеет значения - родная это семья или нет) определяет качественно иной тип развития растущей личности. Так, многолетние исследования развития детей из интернатного учреждения и особенностей их поведения, проведённые А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, позволили им сделать заключение о наличии психологической специфики сиротства, которую авторы интерпретируют не как простое отставание в психическом развитии, а как качественно иной характер развития ребёнка. У воспитанника интернатного заведения становление психики имеет качественно другие закономерности, нежели у ребёнка, воспитывающегося в семейном кругу. Человеку, далёкому от реалий интернатного жизнеустройства, даже в голову не придёт мысль о том, что в учреждении господствует, как правило, один запах (или, в лучшем случае, несколько, но большинство из них всё-таки запахи "казённого дома" - хлорки, лекарств, пищи, приготовленной на большое количество людей). Отсутствие домашних запахов, которые в семьях бывают сезонными, праздничными, будничными, ситуативными и регулярными - только один небольшой аспект, характеризующий глобальную инаковость атмосферы детского дома или интерната. Поэтому специалистами употребляется понятие "обеднённой среды обитания" детей, находящихся вне семейного попечения. Обеднённая среда обитания - это также всего лишь один из компонентов, влияющих на формирование личностных качеств у ребёнка, живущего в детском доме. Современные психология и педагогика имеют достаточно целостную картину, описывающую особенности психического развития ребёнка, вырастающего вне семьи - его эмоций, мышления, речи, особенностей поведения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми [38, стр.9].
Особую группу детей, оставшихся без попечения родителей, составляют беспризорные. Еще в начале 1920-х г.г., когда в стране было очень много беспризорный малолетних преступников, бытовало мнение среди радикально настроенных педагогов и психологов, что беспризорные – это психопаты, «морально дефективные», поскольку обладают комплексом антигуманных особенностей. Однако дальнейшая практика жизни опровергает такой взгляд и убеждает в следующем: беспризорные – это жертвы социальных условий, процент дефективных среди них немногим больше, чем у обычных детей. Их коренное отличие от «семейных» детей в том, что они познали жизнь, умеют приспосабливаться к ней, самостоятельны, рассчитывают на свой собственный ум и силу, решительны, смелы, деловиты. Эти свойства личности выработаны жизнью на улице, базаре, вокзале и т.д.