Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра философских и социальных наук
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Социология”
на тему: “Формирование социологической мысли в Украине”
Выполнил: ст. гр. МО – 21з
Иванова А.С.
Проверил:_______________
Севастополь 2011г
СОДЕРЖАНИЕ:
2. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В УКРАИНЕ.. 3
2.1. СТАНИСЛАВ ОРЕХОВСКИЙ-РОКСОЛАН – УКРАИНСКИЙ ДЕМОСФЕН.. 5
2.2. Г. СКОВОРОДА В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ.. 6
3. НАЧАЛО УКРАИНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.. 9
3.1. М. ДРАГОАМНОВ – СОЦИАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.. 10
3.2. КОВАЛЕВСКИЙ, МАКСИМ МАКСИМОВИЧ.. 13
3.3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. АНТОНОВИЧА И М. ГРУШЕВСКОГО.. 15
3.4. ИВАН ФРАНКО И ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДЕЛА.. 17
Тема «Формирование социологической мысли в Украине» необходима для изучения истории развития социологии на территории Украины, прежде всего из-за всё увеличивающийся роли изучения человека в обществе. Наша страна переживает период глубокого кризиса как в экономической так и социальных сферах. Для того, чтобы понять и проанализировать сложившуюся ситуацию нам необходимо изучить и предпосылки сложившейся ситуации. В таких условия социология играет роль связующего звена между культурой и политикой, религией и экономикой.
Цель моей работы является изучение развития социальной мысли на территории нашей страны, взгляды на социологию таких известных социологов как :
Зарождение украинской социологии достигают времен принятия христианства на территории Руси о чем свидетельствуют неодиночные памятки устного и письменного творчества. В них воплощенные первые попытки осмысления событий, явлений, процессов социального характера. Своеобразным отображением сущности человеческих отношений, в которых заметную роль отыгрывали обычаи, предрассудки, традиции, обряды, а с течением времени определенные общественные законы, являются украинский фольклор (песни, думы, сказки, легенды, поговорки).
С появлением письменности определенные стороны тогдашнего социального бытия нашли свое письменное отображение. Первые литературные произведения были написаны святыми отцами церкви - «поучения», «проповеди», «патерики», «жит тія святых», «слова», родившиеся стремлением распространить христианство и прославить князей, бояр, монахов, -- определенной мерой отображали и тогдашние социальные отношения, быт, культуру, расположения духа разных слоев населения. Сборники Святослава, отражавшие мысль о самостоятельности государства и власти, содержащие отдельные суждения о морали в обществе древнегреческих и христианских философов Пифагора, Демокрита, Сократа, Аристина, Диогена, Платона, Аристотеля и др. Теоретическая мысль Киевской Руси пытается создать моральное мировоззрение христианства, раскрыть истоки и предпосылки становления государственности. Одной из важнейших протосоциологичных памяток первой половины XI в. справедливо считают «Русскую правду» Ярослава, составленную на основании норм тогдашнего права, которое регламентировало внутригосударственные феодальные отношения. Ряд ЕГО идей было положено со временем в основу Литовских уставов, законодательства гетманской поры. В произведении первого киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» (XI в.) рядом с похвалой большому князю Владимиру, прославлением крещения Движении опровергается утверждения о существовании в мире определенного богообраного народа. Ряд протосоциологичных идей содержит «Поучения детям» киевского князя Владимира Мономаха (XII в.), в котором он убеждал своих сынов быть гуманными, справедливыми, милосердными, отстаивать правду и справедливость, одолевать ненависть, злобу, распри, избегать беззакония. Именно в этом усматривал князь ручательство единства земли Русской, покоя его граждан. Важные сведения про тогдашняя социальная жизнь содержит «Печерский патерик», в котором речь идет о жизни киево-печерских монахов. Историки социологической мысли нашли немало интересных наблюдений, соображений в «Слове про Игорев поход» (XII в.), пронизанному прежде всего идеей объединения русских земель и преодоления междоусобиц. Разнообразным историко-социологическим материалом летописи Киевской Движении XI--XIII в., заметным среди которых «Повесть минувшего года», авторство которого належит монаху Киево-Печерского монастыря Несторові. Подіевий спектр делает более выразительную главную его идею, которая состоит в отстаивании единства русской земли и политической независимости. Выход на историческую арену Галицко-Волынского государства удостоверил «Галицко-Волынская летопись», что есть важным источником изучения социальной жизни на западно-украинских территорий. Социально-экономическая, политическая и духовная жизнь резко изменилась в XIII в. в связи с господством на украинских землях монголо-татарского ига. В XIV в. центрально-украинские земли были захвачены Большим княжеством Литовским. А большинство галицко-волынских земель оказалось под польской властью. Из юга! донимали татарские нападения. Историческая судьба украинского народа покликала к жизни своеобразный социальный феномен - казачество - промежуточный слой между шляхтой и крестьянством, на которую не распространялись ни крепостничество, ни барщина. Особенность этого феномена состоит в том, что Украина, не будучи государством, фактически существовала как уникальная государственно-правовая система, субъектом которой было казачество. С казачеством были связанные первые переписи населения в Украине, формирования казацких реестров, создания войска реестровых казаков. Универсальное, общенаучное проявлялось в расширении, анализе и развитии передовых в то время социологических теорий, методов исследования, идей. Национальной же особенностью развития социологии на украинской ниве было ее тесное переплетение с социально-политической жизнью, национально-освободительным движением, соединение с творческим наследием выдающихся представителей научной и общественной деятельности. Большое значение для развития просвещения и социального знания в Украине имели реформы церкви и образования, проведенные Петром Могилой, которые способствовали подготовке нового слоя светских и церковных деятелей, расширению базы дальнейшего развития просвещения и гуманизма. Созданная Киевская Коллегия дала целую плеяду выдающихся общественных, церковных деятелей и ученых для Украины и других славянских стран. На научной основе протосоциологическая проблематика в Украине особенно глубоко разрабатывалась представителями и выпускниками Киево-Могилянской академии, с деятельностью которой связан дальнейший прогресс социокультурных процессов в Украине - в расширении образования, научных знаний, сохранении и продолжении традиций, поддержании контактов с Западом, освоении его культурно-исторического и научного потенциала. [1]
Среди украинских гуманистов XVI в. Станислав Ореховский-Роксолан (1513--1566) занимает особое место. Он является украинским и польским публицистом, историком, философом, первый отечественный политолог в современном понимании этого слова, оригинальный мыслитель. В постановке многих социально-политических проблем не только стоял на уровне лучших деятелей западноевропейской культуры, но и опережал их своими идеями и выводами, которые нашли свое обоснование с позиций социально-политической и философской мысли Нового времени. Принимал активное участие в гуманистическом движении. Стал выдающимся деятелем культуры эпохи Возрождения, творчески используя и пропагандируя античное наследие: произведения Гомера, Платона, Аристотеля, Демосфена, Арис-тофана, Ціцерона. Поддерживал отношения с выдающимися гуманистами и культурно-образовательными деятелями Западной Европы, где Ореховской-Роксолана называли "русинским (украинским) Демосфеном", "современным Ціцероном". В области истории Ориховский поддерживал ценности самосознания народа, исторической памяти, воспитание патриотических чувств, любви к отчизне. Именно ему принадлежит фраза «Ruthenorum me esse et libenter profiteor» – "Я с украинским (рутенцев), о чем говорю охотно и с гордостью. [3]
В середине XVI в. разрабатывал идеи естественного права, общественного договора. Он обосновал положение, согласно которому королевская (государственная) власть дана не Богом, а возникшая вследствие договора между людьми, которые слушаются короля добровольно. Закону, который служит гарантией развития и существование государства, должны подчиняться все, даже короли. По мнению С. Ореховского, естественное право (закон) важнее от законов, которые регулируют отношения в обществе, поэтому их за необходимости можно изменить. Для государства принципиально важно заботиться об образовании граждан: «Ведь никто ничего не сделает полезного даже в самому незначительном искусстве, если не будет учиться». Влада должна всячески оказывать содействие развитию новых школ. Общественные взгляды С. Ореховского сыграли этапную роль в развития учения о государстве от средневековых концепций к теориям государства и права XVII-XVIII в. Он оказался предшественником таких мыслителей, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж. Ибоден и др. В Украине и России его идеи развивали деятели Києво Могилянської академии, в частности Ф. Прокопович, в библиотеке которого были работы С. Ореховского. В конце XVI -- в начале XVII в. самой заметной фигурой в украинской духовной жизни был Иван Вишенський (между 1545--50 -- после 1620), что в своих полемических произведениях отстаивал идею свободы, равенства, справедливости в сфере духу. [1]