Несмотря на негативные проявления стихийных процессов формирования личности молодого человека в сфере досуга (неконтролируемое влияние СМИ, окружения сверстников и пр.) в его пространстве заложен потенциал образовательных, воспитательных инициатив. Обеспечить их реализацию на практике можно посредством целенаправленного педаго-
14
гического воздействия на формирование личности молодого человека. Этот потенциал досуговой сферы рассматривается автором на примере воспитательных возможностей молодежных организаций и физкультуры и спорта.
Резюмируя, автор делает вывод о возрастающем влиянии досуга на становление личности молодого человека, что позволяет рассматривать досуг в качестве фактора и сферы социализации современной российской молодежи.
Во второй главе «Трансформации в структуре и содержании молодежного досуга» рассматриваются основные тенденции развития молодежной досуговой деятельности и современная социокультурная ситуация в этой сфере; анализируются особенности и возможности регулирования свободного времени и досуга молодежи.
В первом параграфе «Современная социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга» исследованы изменения видов досуговой деятельности молодежи и новая социокультурная среда как объективный фактор трансформаций структуры и содержания молодежного досуга.
Рассмотрение социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи осуществляется по двум основным направлениям. Первое представлено анализом социокультурной среды - условий формирования досуговых потребностей молодежи. Второе - анализом видов ее досуга, что позволило рассмотреть способы реализации потребностей молодежи в исследуемой сфере. Поскольку содержание и характер молодежной досуговой деятельности определяются социокультурной средой - качеством социокультурной деятельности ее субъектов, то анализ видов досуга современной российской молодежи дал основания для выводов о состоянии социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга в целом.
В числе факторов, определяющих ее характер, рассматриваются СМИ. Это Интернет, формирующий новые досуговые увлечения молодежи (компьютерная живопись, графика, игры и пр.); периодические издания и телевидение, оказывающие, наряду с кинематографом, влияние на выбор приоритетов в ценностях молодого поколения, формирование его духовного мира.
С целью рассмотрения характера основных установок, ценностных ориентаций, пропагандируемых СМИ, осуществлен анализ общей содержательной направленности молодежных периодических изданий. Результаты исследования показали, что основной объем содержащегося в них материала посвящен новостям кино и видеорынка (в среднем около 20%), шоу-бизнеса (около 50% в среднем), что в сумме составляет до 70% от общего объема их содержания, темам любви и секса (около 15%), фантастики и астрологии (в среднем - 10%). Полученные данные свидетельст-
15
вуют о том, что в погоне за прибылью молодежные периодические издания превращаются в источники распространения упрощенных образцов массовой культуры.
Анализ деятельности СМИ приводит к выводу: коммерциализация культурного процесса активно ведет к отходу от норм и ценностей высокой культуры, что, безусловно, отражается на системе ценностных ориентаций и культурных идеалов молодого поколения.
В системе досуговой деятельности молодежи превалируют формы, направленные не на творчество и духовное развитие, а на отдых, развлечения, рекреацию. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования изменений в системе культурных потребностей молодежи, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в 12 регионах России. По полученным данным в период с 1987 по 1997 гг. число молодежи, отдающей предпочтение художественному творчеству снизилось с 74% до 27%, техническому - с 74% до 27%, потреблению различного вида художественной культуры (театр, кино, музей) - с 92% до 47%. Это позволяет говорить о превалировании в сфере досуга молодежи потребительства над творчеством.
Такие выводы подтверждаются и результатами, полученными автором. Методом опроса было установлено, что большую часть досугового времени студентов вузов и колледжей занимают общение с друзьями (73% и 75% соответственно) и телевидение (70% и 76% соответственно), что свидетельствует о распространении пассивных форм проведения досуга. Ориентация на активный досуг чаще всего находит выражение в посещении дискотек (у 52% студентов вузов 48% студентов колледжей от общего числа выбравших активные формы досуга). Посещают кафе, бары 31% и 24%, театры - 3% и 1% студентов вузов и колледжей соответственно.
Анализ результатов социологических исследований позволил выявить характер трансформаций в сфере молодежного досуга и сделать вывод о том, что в структуре культурных потребностей молодежи «к центру» перемещаются многие ценности, бывшие ранее «на периферии». Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен.
С целью определения сути происходящих в досуговом пространстве молодежи изменений, обусловленных современной социокультурной ситуацией, проведен сравнительный анализ ранее существовавших и современных досуговых форм (чтения, кино, просмотра телепередач, посещения дискотек), а также рассмотрен новый вид досуговой деятельности молодежи, появившийся и получивший распространение в последнее время (Интернет).
16
Общая логика сравнительного анализа проходила по линии «старая форма - новое содержание». Это позволило увидеть масштабы изменений, происходящих в сфере молодежного досуга, и сделать вывод о том, что традиционные виды досуговой деятельности наполняются иным содержанием.
В качестве важной предпосылки, оказавшей влияние на изменение социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, рассматриваются процессы распространения новых информационных систем (Интернет).
Проведенный анализ позволил сделать следующий вывод: в настоящее время формируется принципиально иная социокультурная ситуация, обусловливающая формирование новых досуговых ценностей современной молодежи.
Социокультурная среда, обеспечивая условия для удовлетворения досуговых потребностей, не только оказывает влияние на их формирование, но при этом трансформируется сама - преобразуется в связи с деятельностью человека. Иными словами появление новых и изменение существовавших ранее видов досуговой деятельности молодежи раскрывает взаимовлияние социокультурной среды и досуговой деятельности.
Во втором параграфе «Общая характеристика и типология досуговых стратегий молодежи» акцентируется внимание на том, что формирование новых досуговых стратегий молодежи является одним из факторов изменений, происходящих в сфере ее досуга.
В связи с этим в реферируемой работе автором вводится понятие «досуговой стратегии», под которым понимаются механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения. Разработка данного понятия обусловлена тем, что фиксирование только самого досугового вида, без учета многообразия целей, средств их достижения и мотивов деятельности, недостаточно для понимания трансформаций, происходящих в сфере молодежного досуга. Это объясняется тем, что именно содержание и мотивы деятельности, направленной на удовлетворение самых разнообразных потребностей, раскрывают ее смысл.
На основании проведенного автором социологического исследования целевых ориентаций и механизмов удовлетворения потребностей молодежи в сфере досуга были выделены следующие молодежные досуговые стратегии: «полезность» (участие в благотворительных акциях, общественно-полезной деятельности и пр.), «взять от жизни все, или гуляй, пока молодой» (посещение дискотек, занятие экстремальными видами спорта и пр.), «поиск смысла жизни, или поиск путей в будущее» (занятия спортом, музыкой, участие в художественной самодеятельности и пр.), «отдохнуть»
17
(просмотр телепередач, слушание музыки и пр.), «хоть чем-то занять досуг» (гуляние без определенных целей, «посиделки»), «уход» (употребление алкоголя, наркотиков с целью снятия стресса, ухода от решения проблем и пр.), «эпатаж» (членство в неформальных молодежных объединениях и пр.), «побег от одиночества» (увлечение Интернетом, посещение кафе и дискотек, массовых мероприятий и пр.), «престижность» (увлечение современными видами спорта, посещение «продвинутых» клубов, дискотек и пр.).
Автор делает вывод, что выделенные стратегии различаются целями, сформированными молодежью в отношении пространства досуга, и средствами их достижения. Это объясняет соответствие стратегиям тех или иных видов досуговой деятельности, наполненных определенным содержанием, и наличие связей между этими видами (они объединены общей ориентирующей направленностью на удовлетворение тех или иных потребностей). Вместе с тем отмечается, что различение выделенных стратегий в некоторой степени условно, поскольку границы между ними размыты, то есть стратегии могут пересекаться, удовлетворяя разнообразные потребности молодежи.
Обобщение результатов проведенного исследования позволило автору разработать типологию досуговых стратегий молодежи. В качестве оснований предложенной типологии выступают: уровень досуговой активности и доминирующая (ведущая) ориентация, в которой кроются причины направленности интересов, цели. Для реализации последних молодежь и организует свою досуговую деятельность, определяющую содержание досуговой стратегии. Указанные основания дают возможность выделить четыре типа досуговых стратегий молодежи - два активных и два пассивных: собственно активный и активно-достижительный; собственно пассивный и пассивно-продвигающий.